Posted 15 февраля 2015,, 21:00

Published 15 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:55

Updated 8 марта, 03:55

Дания на «пороховой бочке»

Дания на «пороховой бочке»

15 февраля 2015, 21:00
В столице Дании пролилась кровь. Несколько человек погибли в результате нападения на синагогу и культурный центр. Самый серьезный вызов датскому обществу в современное время – так охарактеризовали многие обозреватели драму, разыгравшуюся в Копенгагене в минувшие выходные.

В субботу в 15 часов в культурном центре «Пороховая бочка» проходил семинар «Искусство, богохульство и свобода слова», приуроченный к четвертьвековому юбилею объявления фетвы аятоллой Хомейни писателю Салману Рушди (в ней лидер иранской исламской революции, напомним, призвал убить автора романа «Сатанинские стихи» за оскорбление религии). В зале собрались около трех десятков человек, среди выступавших были посол Франции в Дании, активисты украинской группы Femen, а также скандальный шведский художник Ларс Вилкс, прославившийся на весь мир в 2007 году изображением пророка Мухаммеда в виде собаки.

Говорили о той угрозе, которую исламисты несут свободному обществу, о представителях искусства и СМИ, ставших главными мишенями радикалов. Бойня в редакции парижского еженедельника «Шарли Эбдо» месяц назад, по словам выступавших, лишний раз подтверждала этот тезис.

В 15.30 на улице перед входом в «Пороховую бочку» раздались автоматные очереди. В помещении посыпались стекла. На собрание напал террорист. Вилкс – главный объект ненависти исламистов из всей публики, пришедшей в культурный центр, – спасся от обстрела в помещении морозильной камеры. Там же скрылись двое шведских полицейских, охранявших художника, который с 2007 года находится под постоянной защитой государства.

Удар приняли на себя датские стражи порядка, дежурившие у входа. Нападавшему не удалось прорваться внутрь и учинить бойню наподобие той, что произошла в редакции французского сатирического журнала. Он убил 55-летнего случайного прохожего и ранил двух датских полицейских, после чего сбежал.

По всей Дании было объявлено чрезвычайное положение, в Копенгаген стянули все свободные силы правопорядка, границы страны с Германией и Швецией перекрыли, жителей призвали не покидать свои дома. У всех объектов, представлявших потенциальный объект интереса террориста или террористов, были выставлены посты.

Предпринятые меры предосторожности помогли предотвратить еще одну крупную трагедию. В час ночи с субботы на воскресенье молодой человек, вооруженный автоматом, попытался прорваться в копенгагенскую синагогу, где проходил обряд бар-мицва – церемония посвящения еврейских детей во взрослую жизнь. На его пути встали охранник синагоги и двое полицейских. Охранник был убит, полицейские ранены, но им удалось остановить преступника, и спасти от расстрела детей.

Правоохранительные органы Дании сработали эффективно и оперативно. Камеры наблюдения зафиксировали, как молодой человек – по всей видимости, тот, что напал на культурный центр, вечером в субботу вызвал по телефону такси, доставившее его на частный адрес в Копенгагене. После допроса таксиста у квартиры была устроена засада, на которую и нарвался террорист, явившийся туда в половину пятого утра. В ходе завязавшейся перестрелки он был убит.

Представители полиции заявили на экстренной пресс-конференции, созванной утром в воскресенье, что, по всей видимости, преступник действовал в одиночку, скорее всего, он напал и на культурный центр, и на синагогу, однако нельзя исключать, что действовали двое разных людей и у них были сообщники. Поэтому в Дании пока сохраняется режим чрезвычайной ситуации. «Террористической атака была направлена на все наше общество, на наши основные ценности. Мы должны быть стойкими, не дадим этим людям запугать нас», – отреагировала на случившееся премьер-министр Дании Хелле ­Торнинг-Шмитт.

Карикатурист Вилкс заявил, что уверен: террорист охотился прежде всего за его головой. В 2007 году лидер группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» аль-Багдади назначил за его голову награду в 100 тыс. долларов. С тех пор Вилкс получал многочисленные угрозы, жил под постоянной полицейской защитой. На него несколько раз нападали, его дом поджигали.

По словам художника, угрозы и нападения не заставят его отказаться от провокаций в отношении ислама. К несгибаемости он призвал и все западное общество. Однако, по всей видимости, происшедшее все-таки заставило значительную часть культурной элиты Дании и других европейских государств занять более сдержанную позицию. После знаменитого «карикатурного скандала» 2005 года, когда датская газета Jyllands Posten напечатала сатирические изображения пророка Мухаммеда, и последовавших за этим угроз, большинство ведущих скандинавских и других европейских газет вынесли эти рисунки на свои страницы. Однако за публикацией в Jyllands Posten не последовало смертей. Хотя побоище в «Шарли Эбдо» также привело к акциям солидарности в западном мире, от распространения карикатур, вызвавших ненависть у исламистов и протесты в мусульманском мире, многие СМИ, участвовавшие в «карикатурном скандале», воздержались. После событий в Копенгагене пока ни одна из ведущих газет не опубликовала «манифест» Вилкса в виде оскорбительного изображения пророка Мухаммеда.

"