Posted 15 января 2015,, 21:00

Published 15 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:03

Updated 8 марта, 02:03

Любовь за деньги

Любовь за деньги

15 января 2015, 21:00
Высшая школа бизнеса в Копенгагене (CBS) провела первое в Скандинавии исследование, цель которого выяснить, на сколько широко датчане подвержены ониомании (в России это психическое расстройство, выраженное в непреодолимом желании совершать покупки, чаще именуют шопоголизмом). Результаты оказались удручающими. Датчане,

Исследование CBS показало, что шопоголиками являются 8% женщин и 3% мужчин Дании. Типичный «больной» – представительница прекрасного пола в возрасте 25–44 лет. То есть недуг поражает самую трудоспособную часть населения страны.

По словам профессора Люсии Райс, возглавлявшей группу исследователей, в целом подтвердились расчеты Датского объединения лиц, страдающих психическими расстройствами. Оно утверждает, что в стране насчитывается порядка 300 тысяч шопоголиков. Это огромная цифра для Дании, где живут всего лишь пять с половиной миллионов человек.

Объединение в течение многих лет добивалось научного обоснования своих данных. Теперь там надеются, что шопоголизм будет официально признан заболеванием – таким же, как игромания, и государство примет программу лечения людей, страдающих этим недугом.

В исследовании CBS приняли участие тысяча волонтеров, которых снабдили специальными очками, регистрирующими реакцию глаз, и электродами, прикрепленными к голове. После этого подопытных запускали в торговый центр.

«Изначально мы предполагали, что больные, прежде всего женщины, совершают импульсивные покупки, поскольку именно тормозные центры головного мозга у них работают плохо, – рассказывает профессор Райс на страницах газеты Politiken. – Однако выяснилось, что это не так. Дамы действуют в состоянии влюбленности или даже страсти. Они испытывают мгновенную эмоциональную связь с той или иной вещью, относятся к ней с обожанием, точно это человек. Как результат – желание заполучить объект сердечной привязанности любой ценой».

Если женщины приобретают в основном предметы одежды и украшения, то шопоголики-мужчины концентрируются на гаджетах и прочих технических штучках. Представители сильного пола, как полагают исследователи, становятся шопоголиками, стремясь удовлетворить свою нереализованную роль опоры семьи, подсознательно полагая, что различные электронные приборы, а также дрели, молотки и прочие традиционные экспонаты домашнего музея под названием «мастерская под рукой» спасут их традиционную роль.

Примерно четверть шопоголиков не осознают, что они больны. Тревогу бьют их родные и близкие. Шопоголики, стремясь удовлетворить свою страсть, заказывают дополнительные кредитные карточки, о которых семья не знает, набирают кредиты, транжирят имеющиеся сбережения.

Исследование CBS может перевернуть господствовавшие в науке представления о природе ониомании. Например, прежде считалось, что шопоголизму подвержены главным образом малообразованные люди с деньгами. Исследование CBS показало, что это не так. Жертвами новой «народной болезни» датчан в равной степени являются богачи и бедняки, люди с высшим образованием и те, кто с трудом окончили школу.

Но куда сложнее, как оказалось, не выявить новую национальную болезнь, а предложить методики ее лечения. Особенно если все старые методики, как считают в CBS, не являются в должной мере действенными. Сейчас в Дании шопоголиков лечат как лудоманов (лиц, страдающих игровой зависимостью).

К игроманам применяют индивидуальную терапию, ведут контроль за их расходами. В частности, ряд казино ограничивает траты больных людей, вежливо выдворяя их из заведения. Для этого на входе осознающий свои проблемы человек должен предъявить соответствующую бумагу и попросить «взять его за рукав», пока не понесло.

Однако, полагают ученые CBS, проводившие исследование, в программу терапии шопоголиков, по крайне мере женщин, необходимо внести изменения, поскольку их мотивы отличаются от тех, под влиянием которых действуют лудоманы. Что делать, если страстными покупательницами движет неудовлетворенное желание любить и быть любимыми, сублимацией которого и является поход в магазины? Таким вопросом задаются в CBS.

На датских форумах, посвященных новой национальной болезни, можно встретить целый букет шутливых рекомендаций на эту тему. К примеру, психиатр, проводящий терапию шопоголички, должен сменить белый халат на кожаные штаны, а также демонстрировать загорелый торс профессионального культуриста.

На форумах напоминают еще об одном способе борьбы с шопоголизмом, который без сомнения окажется очень действенным, правда, едва ли устроит нынешних европейцев: это возврат к социализму советского образца. Немецкие ученые еще в 80-е годы первыми в Европе занялись феноменом ониомании, сравнивая покупательское поведение жителей Восточной и Западной Германии. Ими было неопровержимо установлено, что в ГДР шопоголиков не было вообще – скромные полки магазинов не возбуждали соответствующие центры головного мозга.

В 90-е, после воссоединения Германий, на Востоке появились первые больные вещизмом, и их число стало резко расти. Сегодня число шопоголиков среди «осси» и «весси» сравнялось.

"