Posted 15 января 2007,, 21:00

Published 15 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:59

Updated 8 марта, 08:59

Ближневосточная петля

Ближневосточная петля

15 января 2007, 21:00
В воскресенье в Ираке были казнены два ближайших сподвижника Саддама Хусейна – его сводный брат, бывший глава иракской разведки Барзан Ибрагим ат-Тикрити и экс-председатель Ревтрибунала Авад Хамед аль-Бандар. Они, как и Саддам Хусейн, были повешены. По непонятным причинам ни официальные власти Ирака, ни военное командо

Очередную казнь в Багдаде уже осудили генсек ООН Пан Ги Мун, глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, премьер Италии Романо Проди. Резко критически отозвался о ней и МИД РФ. Исключение составил Вашингтон. Здесь полагают, что иракское правительство «осуществляет правосудие в отношении тех, кто повинен в преступлениях». В понедельник официальный представитель иракского правительства Али ад-Даббаг привел подробности казни. По его словам, «во время исполнения смертного приговора в отношении Барзана ат-Такрити произошло непроизвольное отделение головы от тела приговоренного». Видимо, палачи переусердствовали и слишком сильно затянули удавку на шее престарелой жертвы. Вообще, в своем стремлении наказать больного раком ат-Тикрити, чьи дни и без того были сочтены, иракские власти проявили удивительную одержимость.

Как и Саддам Хусейн, ат-Тикрити и аль-Бандар были признаны виновными в убийстве 148 жителей шиитского селения Эт-Дуджейль в 1982 году. Еще четверо проходивших по этому эпизоду обвиняемых получили различные тюремные сроки, в том числе экс-президент Ирака Таха Ясин Рамадан, который приговорен к пожизненному заключению. Ат-Тикрити и аль-Бандара должны были казнить одновременно с Саддамом, т.е. 30 декабря прошлого года. Их даже вывели из камер спустя три часа после повешения Хусейна, но потом вернули в тюрьму – официально исполнение приговора было решено отложить до окончания праздника жертвоприношения Ид аль-Адха. Затем казнь отложили еще раз, после того, как ООН и европейские правозащитные организации обратились к иракскому руководству прекратить казни. Вероятно, власти Багдада попросту не ожидали того, что избранный ими метод «осуществления правосудия» встретит такое неприятие в остальном мире, и решили впредь применять его дозированно и внезапно. При этом правительство Нури аль-Малики хочет выглядеть решительным и жестким.

Но укрепит ли такая политика позиции иракского кабинета, в котором доминируют шииты, – большой вопрос. Очевидно, что жестокие и в своем роде нерегламентированные казни (иначе как объяснить их любительские видеосъемки, гуляющие по Интернету) уже подорвали международную репутацию официального Багдада и тем самым усложнили правительству задачу привлечения внешних средств в целях восстановления иракской экономики, значительно сузили поле дипломатического диалога. Вряд ли способствует правосудие в средневековых тонах и стабилизации ситуации внутри страны: многочисленные сторонники бывшей хусейновской партии «Баас» уже поклялись отомстить за казненных. Сделав из них своего рода знамя, бывшие баасисты без труда привлекут на свою сторону суннитских экстремистов, что еще более отдалит перспективу межконфессионального мира в Ираке.

Это тем более важно, что Соединенные Штаты, окончательно придя к выводу о взаимоувязанности ситуации в Ираке и палестино-израильского конфликта, сейчас предпринимают очередную отчаянную попытку разработать новую «дорожную карту» для Ближнего Востока. Особенность момента в том, что позиции США в регионе на фоне неудач в Ираке явно слабее, чем были еще год-два назад. Зато главный оппонент США Иран значительно усилил свое влияние. Есть и другая особенность: за минувший год палестино-израильские противоречия приумножены противоречиями межпалестинскими, за которыми, впрочем, стоит все тот же Иран.

Все эти факторы значительно усложняют задачу госсекретарю США Кондолизе Райс, которая только что прибыла с визитом на Ближний Восток, не имея, по собственному признанию, «никакого плана под рукой». В Палестине американцы сделали слишком запоздалую ставку на Махмуда Аббаса. Поддерживаемая Ираном радикальная группировка ХАМАС сейчас сильнее аббасовского ФАТХа и политически, ибо контролирует все уровни власти на палестинских территориях, и в военном отношении. ХАМАС разговаривает с ФАТХом с позиции силы. Готовность Израиля и США помочь Аббасу оружием и деньгами в нынешнем контексте не меняет ситуации принципиально. У главы Палестины не остается ничего другого, как лично договариваться с лидером ХАМАСа Халедом Машалем – их встреча должна состояться в ближайшее время в Дамаске. Правда, ситуация может измениться после встречи Аббаса и премьера Израиля Эхуда Ольмерта – по словам источника в американском Госдепе, она может состояться уже через 2–3 недели.

ПРИГОВОР ШЕЙХУ


Вчера впервые в истории эмирата Кувейта местный суд вынес смертный приговор в отношении члена правящей королевской семьи. Шейх Талал ал-Саббах, месяц назад уличенный в попытке ввезти в страну 1,5 кг кокаина, согласно судейскому вердикту, должен быть казнен через повешение. Кроме того, ближайшие родственники Талала должны будут выплатить в госказну эмирата штраф в размере 35 тыс. долларов. Кроме шейха ал-Саббаха, к пожизненному заключению приговорены три его соучастника – граждане Бангладеш, Ливана и одно лицо без гражданства. У осужденных еще есть шанс на помилование – окончательное утверждение приговоров в верховном суде Кувейта должно состояться только в начале марта, однако за всю историю эмирата решения судов первой инстанции отменялись считанное количество раз.

Анатолий ПОМОРЦЕВ

"