Posted 14 декабря 2015,, 21:00

Published 14 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:06

Updated 8 марта, 03:06

Битва за градусы

Битва за градусы

14 декабря 2015, 21:00
В минувшие выходные в Париже с опозданием на сутки все-таки было принято итоговое климатическое соглашение, которому предшествовали почти две недели многосторонних встреч в рамках конференции COP21. Основной причиной задержки, поставившей саммит на грань провала, оказались разногласия развитых и развивающихся стран в в

Несмотря на нотки разочарования, царившие уже по итогам первой недели саммита, результат все-таки был достигнут, и он соответствует тем изначальным планам, которые озвучивались в Париже на церемонии открытия COP21. Представлявший текст итогового соглашения министр иностранных дел Франции Лоранс Фабиус назвал документ новым «климатическим правосудием», так как текст носит жесткий юридически обязывающий характер и определяет ответственность каждого государства за состояние климата всей планеты.

Напомним, что одним из самых ярых противников столь жесткого характера документа выступали США, так как теперь им требуется утверждать данное соглашение в Конгрессе, и не факт, что за него проголосуют большинство законодателей – республиканская оппозиция пока не готова признать значимость проблемы глобального потепления. Кстати, Штаты являются единственной развитой страной, не подписавшей Киотский протокол – предыдущий документ, определявший стратегию климатического развития стран. Не случайно прямо во время визита американского президента в Париж 30 ноября сенат США проголосовал против плана по ограничению вредных выбросов в атмосферу.

Тем не менее принятый в Париже документ предписывает всем странам способствовать сдерживанию глобального потепления ниже отметки в 2 градуса по Цельсию и по возможности ограничить его в рамках 1,5 градуса к концу этого века. Хотя еще неделю назад большинство экспертов склонялись к мнению, что минимальным пороговое значение будет понижено до 3–4 градусов. Но позиция островных государств все-таки сыграла свою роль – именно эти страны рискуют вовсе исчезнуть с карты мира в случае продолжения роста средней температуры, что неизбежно приведет к крупным наводнениям и цунами.

Правда, «зеленые» отмечают, что развитые страны нередко идут на уловки, чтобы вписаться в жесткие рамки экологических требований. Так, например, США, если примут решение о снижении выбросов парниковых газов, то отправной точкой возьмут не сегодняшний день, а момент рекордного загрязнения американского воздуха. На такую же хитрость, вероятно, пойдет и Россия, которая хоть и собирается снизить уровень загрязнения на 25–30%, но сделать это планирует относительно 1990 года, а не 2015-го.

Но основным камнем преткновения традиционно стал финансовый вопрос, без которого нельзя обойтись даже на климатической конференции. Предполагается, что начиная с 2020 года развивающиеся страны будут получать ежегодно 100 млрд. долларов на реализацию климатических проектов. Хотя, как разочарованно резюмировал еще до окончания конференции представитель Боливии Хуан Хоффайстер, от развитых стран поступал сигнал, что финансирования с их стороны не будет.

Но помимо проблемы прямого финансирования, встает вопрос и косвенных потерь. Так, сокращение вредных выбросов в окружающую среду экологи напрямую связывают с постепенным отказом от углеводородного сырья и переориентацией на возобновляемые источники энергии. Принципиальными противниками такого подхода выступают, естественно, Саудовская Аравия, страны Персидского залива, Венесуэла и один из крупнейших мировых покупателей нефти – Индия, которая считает черное золото залогом своего дальнейшего экономического роста.

Россия не высказывалась против, но очевидно, что как один из крупнейших в мире производителей и продавцов нефти и газа, наша страна не заинтересована в относительно скором снижении спроса на углеводороды на мировом рынке. Понимая такой перевес интересов развитых стран и нереальность отказа от углеводородов в ближайшие полвека, эколог Том Уигли из австралийского университета Аделаиды со своими коллегами предложил странам-участницам СОР21 признать необходимость развивать ядерную энергетику и именно в ней искать путь спасения от глобального потепления.

По словам министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского, Россия удовлетворена заключением нового климатического соглашения. А специальный представитель президента РФ по вопросам климата Александр Бедрицкий подтвердил приверженность нашей страны достигнутым договоренностям и готовность продолжать усилия по снижению антропогенной нагрузки на климат.

"