Posted 14 декабря 2009,, 21:00

Published 14 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:13

Updated 8 марта, 07:13

Праздничный цвет – зеленый

14 декабря 2009, 21:00
Предпраздничная торговля в скандинавских странах рискует понести значительные убытки, и виновником этого станет не столько финансово-экономический кризис, сколько климатический саммит ООН, проходящий в Копенгагене. Призывы экологов не сорить деньгами, покупая товары, производство и транспортировка которых увеличивают н

Организаторы саммита ООН в Копенгагене, уступив требованиям экологов, отказались устанавливать перед входом в Bella Center, где проходит встреча, дареную норвежскую ель – «зеленые» заявили, что при перевозке рождественской красавицы из пригородов Осло в датскую столицу в атмосферу будет выброшено энное количество килограммов углекислого газа. Не помогли даже заверения, что ель в процессе своего роста поглотила куда большее количество СО2. Новость разошлась по всему европейскому северу, поставив под угрозу продажи датских елочек (они занимают больше половины скандинавского «новогоднего» рынка) в Швеции и Норвегии.

«Приобретайте секонд-хенд вместо новых вещей. Воздерживайтесь от покупки промтоваров и продуктов питания, которые были привезены издалека. Чем ближе производство, тем меньше загрязнение при перевозке. Не дарите себе и близким авиабилеты и турпутевки в другие страны. Пощадите планету!» – с подобными призывами к обывателям накануне Рождества обратились многие экологические организации. И были услышаны – сдвиг в поведении потребителей сегодня настолько заметен, что влиятельная стокгольмская Svenska Dagbladet, стремясь помочь местному бизнесу, выступила даже со специальным обращением к читателям: «Вызывает глубокое сомнение осуждение рождественской торговли как проявления коммерциализма, бездуховности и потребительского отношения к жизни… Улучшится ли жизнь поденщиков на какао-плантациях в Африке, если мы станем меньше дарить на праздники коробок с шоколадными конфетами? Скажут ли нам «спасибо» рабочие шелковых фабрик Китая, Индии и Узбекистана, если мы не купим галстук отцу или шаль матери?»

Предварительные итоги кампании уже подвел шведский Институт торговли. Если в прошлом году наиболее популярным подарком было «впечатление» – от билетов в театр до зарубежных путевок, то в этом на первое место выйдет «коврик йога» отечественного производства. Зеленые коврики с пластиковыми «гвоздями» поступили в продажу в конце прошлого года, успев стать национальным «бестселлером». Их купит, по оценке статистиков, каждый шестой швед. Производители, несмотря на протесты органов здравоохранения, уверяют, что лежание или сидение на чудо-ковриках излечит чуть ли не от всех болезней. Медицинский эффект товара стоимостью около 50 евро сомнителен, зато он отвечает основным экологическим принципам: произведен «дома», а значит, выбросы СО2` при перевозке минимальны, материал сертифицирован как «зеленый» и, кроме того, внедряет в массы идеологию индуизма «скандинавского разлива» – медитируй больше, потребляй меньше, живи в гармонии с природой.

Единственным утешением торговцев стало то, что экономический кризис не сказался на кошельках основной массы скандинавских потребителей. «Семьям помогли различные меры стимулирования спроса – от снижения налогов до установления центробанками северных стран рекордно-низких процентных ставок. Все это усилило покупательскую способность населения», – так прокомментировал ситуацию аналитик Стокгольмского института торговли Юнас Арнберг. Спад ожидается лишь в Дании, стране-хозяйке «антипотребительского» саммита. Датчане, проникнутые идеями природоохраны сильнее своих скандинавских «родственников», потратят на подарки в среднем по 150 евро на человека, то есть на 40 евро меньше, чем в прошлом году.

Тем не менее во всех скандинавских странах предрождественская и предновогодняя торговля, как уверяют эксперты, поможет «закрыть бреши» многим отраслям, шедшим с минусом весь год. Это прежде всего магазины бытовой электроники, ювелирные лавки и бутики модной одежды. Владельцы последних, правда, жалуются, что покупатели все чаще интересуются «экологической модой», а коллекции этой серии появятся в продаже лишь в следующем году. Показ моделей, «щадящих планету», прошел в рамках Копенгагенского саммита. Основная их отличительная черта – однотонность, неяркость и простые формы. Былое буйство красок осталось в прошлом, поскольку красители наносят ущерб окружающей среде.

"