Posted 14 ноября 2005,, 21:00

Published 14 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Полевая демократия Хамида Карзая

14 ноября 2005, 21:00
В минувшие выходные в Афганистане, наконец, были подведены окончательные итоги парламентских и местных выборов, состоявшихся еще 18 сентября. Беспрецедентная задержка с объявлением результатов голосования в первую очередь объясняется рассмотрением многочисленных жалоб на подтасовки в ходе подсчета голосов.

В сентябре афганцы голосовали за депутатов волеси джирги (парламента) и 34 местных советов. Сразу после 18 сентября в Кабул, как и в избирательные комиссии по всей стране, посыпались жалобы об имевших место нарушениях. По мере подсчета голосов число жалоб лишь возрастало. Многие из них были признаны законными, однако переголосование в ряде округов грозило еще больше затянуть весь процесс, поэтому было решено в случае выявления нарушений объявлять победителями кандидатов, занявших вторые места. Все это, кстати, в значительной мере подорвало доверие к наблюдателям от ООН, рапортовавшим в сентябре о легитимности и минимуме нарушений в ходе выборов «демократического парламента» в разоренной бесконечными войнами азиатской стране.

Ренессанса движения «Талибан», прогнозировавшегося некоторыми наиболее скептически настроенными наблюдателями, на выборах не произошло. Бойкот выборов, к которому призывали талибы, провалился. Хотя и в местные советы, и в парламент прошли некоторые активисты низложенного режима, как, впрочем, и ряд бывших коммунистов, занимавших руководящие посты при последнем «просоветском диктаторе» Наджибулле. Среди последних такие известные деятели, как бывший член Политбюро НДПА (Народно-демократической партии Афганистана), экс-глава МВД Саид Мухаммад Гулабзой и Кабир Ранджбар, некогда входивший в ЦК той же НДПА и возглавлявший Академию наук Афганистана.

Примерно 35–40% депутатских мандатов достались сторонникам Карзая. Еще 17–18% завоевала довольно широкая коалиция, включающая партию «Взаимопонимание» во главе с экс-шефом МВД Юнусом Кануни, ряд других политических группировок (хотя подавляющее большинство кандидатов в депутаты выдвигались, не акцентируя внимание на своей партийной принадлежности) и блок моджахедов. Причем среди последних в парламент прошло немало довольно одиозных полевых командиров, таких, как Абдуррасул Сайяф, который по части издевательств над пленными в ходе разгрома боевых формирований «Талибана» намного превзошел самых изощренных садистов из печально известной американской тюрьмы «Абу-Грейб» в Ираке. Остальную же массу местные комментаторы относят к так называемому «болоту», представителям которого еще предстоит определиться в своих кланово-политических пристрастиях.

Как рассказал «НИ» заведующий сектором Афганистана Института востоковедения РАН доктор исторических наук Виктор Коргун, вопросом номер один для нового парламента станет определение статуса американских оккупационных сил и срок их пребывания в Афганистане. Кануни, который, кстати, на прошлогодних президентских выборах занял второе место (набрав около 18 % голосов), хотя и преподносит себя в качестве «либерала», в отношении американцев настроен довольно радикально, требуя их скорейшего ухода из страны. Карзай же думает иначе. Президент США Джордж Буш ранее говорил, что первые 4 тысячи из 19-тысячного американского контингента (помимо них в Международной антитеррористической коалиции в Афганистане еще 1,3 тыс. представителей других стран) покинут страну уже весной. Это как раз не слишком устраивает действующего президента, опасающегося, что без американцев ему придется всерьез столкнуться с не подконтрольной никому моджахедской вольницей.




Племена идут в депутаты

"