Posted 14 ноября 2005,, 21:00

Published 14 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Бесспорная дружба

Бесспорная дружба

14 ноября 2005, 21:00
Вчера в Кремле президенты Узбекистана и России Ислам Каримов и Владимир Путин подписали Договор о союзнических отношениях между двумя странами. Эксперты считают, что теперь геополитическая ситуация в центрально-азиатском регионе сильно изменится.

По сути Договор о союзнических отношениях представляет собой военно-стратегический и оборонный альянс между РФ и Узбекистаном. В нем прямым текстом говорится, что Москва готова вмешаться в кризисную ситуацию на территории Узбекистана (вроде майских событий в Андижане. – «НИ»), если прочность ташкентского режима окажется в опасности. Но поддержка Москвы будет небескорыстной. В обмен Узбекистан должен согласиться на размещение на своей территории российской военной базы. Причем это косвенно указывается и в Договоре о союзнических отношениях: «В целях обеспечения безопасности, поддержания мира и стабильности стороны в необходимых случаях на основе отдельных договоров предоставляют друг другу право использования военных объектов, находящихся на их территории». Таким образом, после подписания этого документа Узбекистан превращается в крупнейший российский плацдарм в Центральной Азии.

Каримов уверен, что новый договор будет способствовать укреплению безопасности во всей Центральной Азии, присутствие России в которой «никто и никогда оспаривать не сможет».

Со своей стороны Владимир Путин назвал подписание договора «серьезным шагом в развитии двустороннего сотрудничества». По его словам, отношения между РФ и Узбекистаном «развиваются самым активным образом и в политическом, и в экономическом плане». Россия занимает первое место в торгово-экономическом обороте Узбекистана. Причем экономические связи этих стран в последние годы стремительно расширяются. В 2004 году товарооборот между двумя странами по сравнению с предыдущим годом увеличился на 38% и составил 1,38 млрд. долларов. А за 7 месяцев этого года товарооборот достиг 1,15 млрд. долларов, что на 37% больше показателей аналогичного периода 2004 года. При сохранении такой динамики взаимный товарооборот по итогам 2005 года превысит 2 млрд. долл. Кроме того, ожидается подписание соглашения о сотрудничестве двух стран в газовой сфере, которое позволит надежнее гарантировать интересы российских госкомпаний в проектах на территории Узбекистана. Во вторник Путин и Каримов также договорились подписать протокол о вступлении Узбекистана в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) до конца этого года.

Как и следовало ожидать, наращивание взаимодействия Москвы и Ташкента в борьбе с терроризмом также оказалось в центре внимания двух лидеров. Примечательно, что вчера Верховный суд Узбекистана приговорил 15 организаторов майских событий в Андижане на сроки от 14 до 20 лет лишения свободы. Председатель Верховного суда Бахтияр Джамалов заявил, что в ходе судебного расследования подтвердилась причастность подсудимых к религиозно-экстремистскому течению «Акромийлар», целью которой было свержение конституционного строя республики. Как считают наблюдатели, оглашение приговора было специально приурочено к визиту Каримова в Москву.



КОММЕНТАРИЙ

Сергей ОЗНОБИЩЕВ, директор Института стратегических оценок:

– Россия и Узбекистан стремятся к стабильности в двусторонних отношениях. Кроме того, эти страны заинтересованы, опираясь друг на друга, обеспечить и свою внутреннюю стабильность. Так, Ислам Каримов с помощью Москвы стремится не допустить в Узбекистане «цветную революцию». Но вместе с тем в политике России есть и противоречие: как так получается, что мы поддерживаем те режимы, которые на Западе считаются изгоями и не вписываются в демократические стандарты Европы? Мы дружим с режимами в Белоруссии и Узбекистане, для которых дорога в Европу закрыта. Это, конечно, наносит ущерб международному имиджу России. Но у Москвы есть свой выбор, который связан с ее закономерными интересами в Центральной Азии. Поддерживая узбекский режим, Россия хочет добиться стабильности и реальной защиты собственных интересов в этом регионе, а также обезопасить свои южные границы. Что касается возможного размещения российской военной базы в Узбекистане, то в этом есть двоякий смысл. Считается, что наличие военной базы меняет геополитическую ситуацию в регионе, он становится форпостом той страны, база которой здесь размещается. Очень часто военная база является знаком политического влияния. Но это не всегда так. Как только политический режим в той или иной стране меняется, военная база сразу же становится головной болью того государства, которому она принадлежит. Примером этого является Грузия, с которой Москва долгие годы болезненно решает проблему военных баз.

"