Posted 14 ноября 2004,, 21:00

Published 14 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Цитрусовый переворот

Цитрусовый переворот

14 ноября 2004, 21:00
В Абхазии пролилась первая кровь. После этого говорить о мирном диалоге сторон, оспаривающих право на власть в непризнанной республике, будет трудно. Ситуацию усугубили и беспрецедентно резкие заявления, которыми обменялись МИД России и Грузии. Москва пообещала принять меры по защите российских интересов в этом регионе

Просматривается и радикальное различие в трактовке событий. Если в Москве говорят о «попытках насильственного захвата власти» оппозицией, то в Тбилиси – о «мандариновой» или «цитрусовой» революции, которая подоспела в аккурат к годовщине «революции роз».

Что дальше? То, что «мандариновой» революции, как окрестили политическое противостояние у себя на родине сами абхазы, в минувший уикенд не получилось, не значит, что подобный сценарий в принципе невозможен.

Как и то, что он – единственный, по которому могут развиваться события. Ключевой эпизод пятничного противостояния у правительственного комплекса в Сухуми – убийство известной в Абхазии правозащитницы, 78-летнего доктора естествознания Тамары Шакрыл. Эта смерть показала, что действия оппонентов могут выйти за рамки правового поля. Уже после нее толпа, направляемая оппозиционерами, захватила правительственные здания и опечатала кабинеты.

Но и победой это не назовешь: по сути, в Абхазии установилась анархия. Несмотря на то что объявлено о возбуждении уголовных дел «по факту совершенного государственного переворота», все понимают, что реальной власти в республике нет. С бессменным президентом Владиславом Ардзинбой (он во главе Абхазии с 1992 года) власть никто не отождествляет – он тяжело болен. Никто не будет считать властью и недавно назначенного им на пост премьера Нодара Хашбу – после того как последний бежал из своего кабинета (оппозиция утверждает, что он укрылся на территории санатория, находящегося в ведении Минобороны РФ). Внести ясность могла бы армия. Но она, слава богу, пока сохраняет нейтралитет.

И это понятно: единая в том, что касается ориентации на Россию, маленькая Абхазия, делая внутренний выбор, раскололась практически пополам. Идти против сторонников любого из кандидатов – это война с собственным народом. А сами виновники установившегося в республике беспредела – кандидаты в президенты оппозиционный Сергей Багапш и «промосковский» Рауль Хаджинба – поглядывают на Россию: от того, какую она займет позицию, зависит их личная карьера.

Москва же отреагировала неожиданно жестко. Возложив всю ответственность за случившееся на оппозицию во главе с Багапшем, она заявила, что будет отстаивать в Абхазии собственные интересы. Напомним, что во время бескровных революций в Аджарии и Тбилиси Москва предпочитала держать дистанцию и не давала однозначных публичных оценок происходящему. И хотя Багапш, уже после пятничного захвата, публично демонстрировал уверенность и даже пил за победу шампанское, тон Москвы произвел впечатление и на его сторонников. Они ушли из захваченных помещений – осталась лишь вооруженная охрана. Похоже, что опасения быть смещенным до того, как состоится им же самим назначенная инаугурация (6 декабря с.г.), у Багапша есть.

Сегодня каждая из противоборствующих сторон пытается защитить демократию в Абхазии.

Примечательно, что сам же лидер оппозиции и проговорился о тех интересах, которые отстаивает Москва в Абхазии. В ходе предвыборной кампании он неосторожно заявил о намерении провести ревизию собственности в республике (санаториев, пансионатов, домов отдыха на Черноморском побережье), а она, как известно, давно и почти бесплатно арендована (либо куплена) российскими предпринимателями. В Сухуми именно вопрос собственности считают одним из главных российских интересов в Абхазии. Хотя МИД России в качестве таковых называет совсем иные факторы.

Напомним, что официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко еще в пятницу заявил, что если ситуация в Абхазии «будет развиваться по противоправному пути, российская сторона будет вынуждена предпринять необходимые меры по защите своих интересов». После чего МИД Грузии разразился гневной нотой по поводу вмешательства России во внутренние дела суверенного государства – Абхазия де-юре входит в состав Грузии, и, по мнению Тбилиси, там никаких интересов РФ присутствовать не должно.

В субботу первый замминистра иностранных дел России Валерий Лощинин объяснил, какие именно интересы имел в виду его коллега. Как выяснилось, они объясняются близостью конфликтной Абхазии к российским границам, а также большим количеством российских граждан, проживающих в регионе (по данным пресс-службы представительства Абхазии в Москве, весной нынешнего года в республике насчитывалось 50 тыс. граждан РФ). Точнее эту цифру должны знать в МИД РФ, так как представители этого ведомства зимой в буквальном смысле развозили российские паспорта по абхазским дворам, благо спрос на них был прежде всего потому, что жители Абхазии, ставшие гражданами РФ, имеют право на российскую пенсию.

Какие силы может задействовать Россия для защиты своих интересов в Абхазии помимо политических? В Тбилиси предполагают, что контингент миротворческих сил (МС РФ в регионе насчитывают 1600 человек). Представитель министерства госбезопасности Грузии Леван Кикнадзе заявил, что подразделение российских МС в субботу передислоцировалось из Галльского района (территория Абхазии) в Сухуми. Но представитель штаба Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) в зоне грузино-абхазского конфликта подполковник Евгений Моренко эту информацию опроверг, отметив, что все 12 постов МС несут службу в обычном режиме. Это не успокоило грузин, и они обратились за помощью к странам так называемой группы друзей генсека ООН, в которую помимо России входят Франция, Великобритания, Германия и США. Таким образом, спор между Россией и Грузией вокруг последних событий в Абхазии получил международный резонанс. К тому же он может ускорить процесс, к которому стремится Тбилиси, – замены в конфликтных регионах Грузии, Абхазии и Южной Осетии миротворческих контингентов России на «голубые каски», менее лояльные к местному населению. Власти Грузии теперь настаивают на более скором возвращении в родные пенаты мятежных регионов. Тем временем министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил вчера, что «установление каких-либо искусственных сроков восстановления суверенитета Грузии контрпродуктивно и губительно». Министр подчеркнул при этом, что Россия признает территориальную целостность Грузии. Хотя и отметил, что «на стыке границ у нас много проблем».



По данным Верховного совета Абхазии, санаторий «Армения» передан в пользование Министерству обороны РФ на 25 лет. Дом творчества «Литфонд» в Пицунде на 15 лет арендовало Минэнерго РФ. Российскими бизнесменами приватизированы санатории «Украина» и «Самшитовая роща». Владельцем пансионата «Мюссера» в Гудауте и дома отдыха «Абрскил» в Гаграх стала фирма «Березка» из Мордовии. Российская туристическая фирма «Гладиолус» распоряжается гостиницами «Абхазия», «Рица», частично «Интуристом». Министерство архитектуры, строительства и энергетики Республики Коми получило разрешение местных властей на приобретение жилья в Абхазии для переселяющихся северян. Этот перечень можно продолжить. Россияне также приобрели в собственность ряд вилл на Черноморском побережье.

"