Posted 14 октября 2014,, 20:00

Published 14 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:23

Updated 8 марта, 04:23

Нетерпеливый Минск

14 октября 2014, 20:00
Вчера первый заместитель премьера Белоруссии Владимир Семашко заявил, что прерванные на днях переговоры с Москвой относительно вывозных пошлин на российские нефтепродукты возобновятся уже в начале 2015 года. При этом чиновник дал понять, что затягивание переговоров для официального Минска крайне нежелательно: ведь от п

В ходе посещения выставки Energy Expo Владимир Семашко еще раз назвал ту сумму вывозных пошлин, генерирующихся при вывозе через белорусскую территорию российских нефтепродуктов, которая в 2015 году точно должна остаться в бюджете Белоруссии, – 2,5 млрд. долларов. Прочие же суммы, как следует из его слов, станут предметом обсуждений, которые, по мысли Семашко, не должны затянуться. «В начале будущего года, когда будут формироваться бюджеты, продолжатся активные переговоры с коллегами. Тянуть с этим вопросом нельзя», – подчеркнул первый вице-премьер.

Вывозные пошлины на нефтепродукты на глазах превращаются в тему номер один в белорусско-российских взаимоотношениях. Ведь 9 октября белорусским парламентом ратифицирован договор о создании Евразийского экономического союза. В этот же вечер документ подписал президент страны Александр Лукашенко. Таким образом, с 2015 года правила ЕАЭС для Белоруссии вступят в полную силу.

В день ратификации из уст белорусских депутатов звучали исключительно положительные отзывы о договоре. Председатель постоянной парламентской комиссии по международным делам Виталий Бусько, например, назвал выход на рынок, который открывается благодаря участию его страны в ЕАЭС, «очень мощным потенциалом, учитывая, что товары, капиталы, рабочая сила и услуги будут перемещаться свободно». Правда, за несколько дней до этого события депутаты не так оптимистично оценивали новый шаг интеграции.

Дело в том, что в сентябре в Госдуму российским правительством был внесен закон о повышении с 2015 года НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) на нефть и о снижении пошлин на экспорт нефтепродуктов. Потери Белоруссии от этого «налогового маневра» могут составить свыше миллиарда долларов. В эту озвученную белорусскими официальными лицами сумму входит подорожание нефти для нефтеперерабатывающих заводов республики, уравнивание экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с российскими, которые должны снизиться, и как результат – подорожание топлива.

Такую дыру в бюджете страна не может себе позволить. Торг с Россией шел всю неделю на разных уровнях. Белоруссия требовала предусмотреть компенсацию. Казалось бы, точка была поставлена на встрече премьеров двух стран в Сочи 7 октября. Дмитрий Медведев и Михаил Мясникович договорились, что Белоруссия в 2015 году может оставить в своем бюджете всю экспортную пошлину на нефтепродукты, которую выплачивает России, – то есть те самые 2,5 млрд. долларов. Предыдущие интеграционные договоренности предусматривали в 2015 году невозврат в российский бюджет только половины этой суммы.

Однако, видимо, и эта уступка, по мнению официального Минска, окажется недостаточной компенсацией для Белоруссии от российского «налогового маневра». Белорусскую позицию можно понять: ведь мировые цены на нефть и нефтепродукты падают, а значит, нет никаких гарантий, что убытки белорусских НПЗ не окажутся большими, чем ожидается сейчас.

Поэтому Минск еще и настаивает на сохранении действия протокола об изменениях в межправительственное российско-белорусское соглашение от 2007 года, по которому 1,5 млрд. долларов вывозных таможенных пошлин будет ежегодно поступать в бюджет страны. Изъятия из этой суммы примерно на полмиллиарда предусмотрены только на следующий год. Таким образом Белоруссия в 2015 году планирует получить где-то 3,5 млрд. долларов «нефтяных» таможенных доходов. А это в свою очередь не устраивает уже Москву. Следовательно, переговоры в 2015 году, даже если окажутся быстрыми, явно не будут простыми.

"