Posted 14 октября 2010,, 20:00

Published 14 октября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:50

Updated 8 марта, 06:50

Из российского дома в Стокгольме никого не выселяют

14 октября 2010, 20:00
Из российского дома в Стокгольме никого не выселяют

Семиэтажное здание, расположенное в престижном районе Стокгольма на острове Лидинге и принадлежащее Российской Федерации, арестовано. Такое решение принял Стокгольмский городской суд по итогу многолетней тяжбы гражданина ФРГ Франца Зедельмайера с российскими властями.

В далеком 1990 году он отправился в Петербург, чтобы заработать на поставках специального оборудования – от скрытых лазерных микрофонов до оружия для ГУВД нашей Северной столицы. В 1991 году питерский ГУВД и компания Зедельмайера SGC создали совместное предприятие «Каменный остров». Однако в 1994 году многообещающее сотрудничество было прервано. Приказом президента России здание, служившее офисом «Каменному острову» и жильем Зедельмайеру, было изъято у компании и перепрофилировано для размещения зарубежных делегаций. В январе 1996 года приказ был приведен в исполнение. Немецкий бизнесмен не смог получить компенсации убытков в России и обратился с иском в Стокгольмский международный арбитражный суд. Он требовал у Москвы выплаты около 8 млн. долларов. Сюда вошли стоимость закупленного оборудования, расходов на ремонт здания, приобретения офисной обстановки, более десятка автомашин и ущерба от невозможности арендовать помещение в течение 25 лет.

Суд, основываясь на соглашении о защите инвестиций между РФ и ФРГ, признал право Зедермайера на 2,35 млн. «Скидка», данная Москве, объяснялась, как мотивировал суд, завышенными или неподтвержденными претензиями бизнесмена. Российские юристы обжаловали решение районного суда сначала в городском суде Стокгольма, а затем и в верховном. Все инстанции, однако, признали правоту Зедельмайера. Российская сторона утверждала, что спорный дом в шведской столице принадлежал торгпредству и использовался по прямому назначению – для дипломатической деятельности. Зедельмайер сумел убедить суды, что это не так. Лишь часть помещений находилась «под защитой». Это архив посольства на первом этаже и гараж, в котором стояли машины дипломатов.

Как рассказал корреспонденту «НИ» пресс-атташе посольства РФ в Стокгольме Александр Попов, пока ничего драматического не произошло. Никого не выселяют, двери не опечатывают. Арест лишь означает, что российская сторона не имеет права продать дом или сдать его в аренду. Вероятно, вердикт будет обжалован, и шведской Фемиде вновь придется решать, какая собственность защищена международным законодательством, а какая – нет.

"