Posted 14 октября 2008,, 20:00

Published 14 октября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:45

Updated 8 марта, 07:45

Поход на Перу

14 октября 2008, 20:00
Крошечная норвежская компания свалила правительство Перу и нанесла очередной удар по репутации нефтегазовой индустрии самого северного королевства Европы. Так выглядят предварительные итоги коррупционного скандала с участием компании Discover Petroleum International (DPI), который на этой неделе завершился в Латинской

Коррупционный скандал в Перу достиг кульминации в минувшую пятницу, когда одна из местных телестанций продемонстрировала в эфире скрытую аудиозапись переговоров, в которых участвовали руководители государственной нефтяной компании PeruPetro, бывший парламентарий и крупный бизнесмен. Речь шла, среди прочего, о выплаченной представителями DPI взятке за предоставление норвежцам права разрабатывать пять месторождений на шельфе и одно – в нетронутых тропических джунглях перуанской Амазонии.

Правительственная лицензия на бурение в девственных лесах (последствия которого грозят экологической катастрофой и переселением нескольких индейских племен), собственно, и привлекла внимание оппозиции, начавшей собственное расследование. Дополнительные подозрения вызвало то обстоятельство, что небольшая DPI, в которой работают всего 30 человек, лишь полгода назад пришла в Перу, но при этом сумела оттеснить от выгодных контрактов куда более солидные компании. Детективная история завершилась скрытой аудиозаписью переговоров и арестами нескольких высокопоставленных чиновников, обвиненных в коррупции. Скандал приобрел такой размах, что в ночь с пятницы на субботу президент страны Алан Гарсиа был вынужден принять отставку всего правительства во главе с премьером.

«Случившееся в Перу серьезно подорвало международную репутацию Норвегии как страны, относительно свободной от коррупции. Удар нанесен также по всему нефтегазовому сектору нашего государства», – прокомментировал случившееся министр экологии и развития Норвегии Эрик Солхейм. Министр порекомендовал DPI самой обратиться в финансовую полицию Норвегии «Экокрим» с просьбой расследовать обвинения в свой адрес. Лишь полная открытость, по его мнению, поможет DPI доказать собственную честность.

Директор DPI Йостейн Керстад, в свою очередь, заявил, что его компания взяток не платила, и была втянута в эту грязную историю несколькими нечистоплотными перуанскими партнерами. «Мы думали, что Перу – демократическое государство с прозрачной системой деловых отношений. Такое представление оказалось ошибкой», – заявил г-н Керстад. Компания подала в суд на партнеров, обвиняя их в нанесении материального и морального ущерба.

Власти Перу между тем лишили DPI лицензий на разработку месторождений, приобретенных, по их мнению, благодаря «барашкам в бумажках». В самой Норвегии «перуанский поход» нефтяников вызвал дебаты о том, что эта отрасль – одна из ведущих в стране – разъедает скандинавскую деловую мораль. «Что требовать от небольших «частников», если подкупом занимаются даже государственные гиганты?» – задают риторический вопрос участники дебатов. Действительно, в стране еще не затихли отголоски скандалов с такими крупными компаниями, как NorskHydro и Statoil (ныне слившимися). NorskHydro получила по «наследству», после приобретения компании Saga Petroleum, «коррупционный хвост» этого предприятия, работавшего в Ливии. На подкупы ливийских чиновников Saga потратила в 2000 году около 5 млн. долларов, и требования из Ливии о новых выплатах продолжали поступать. Концерн Statoil «смазывал» иранские власти, заплатив им многомиллионные взятки за разрешение на разработку месторождений. В 2003 году Statoil «пошел на мировую» с США, где началось собственное расследование этого дела, поскольку американские компании тоже оказались замешаны в иранской сделке. В итоге норвежский концерн признался в даче взяток и выплатил Америке отступные в размере 21 млн. долларов.

Проблема коррупции, как отмечают аналитики, появилась в некогда чистой норвежской нефтянке после начала ее зарубежной экспансии два десятка лет назад. Нефть и газ на собственных месторождениях в Северном море подходят к концу, и норвежская нефтегазовая индустрия отправилась на завоевание новых территорий, в странах, где, как правило, «без подмазки» далеко не уедешь. Беда в том, что нефтяники, зарабатывая себе и родине деньги за рубежом, переносят на всю норвежскую промышленность и общество «культуру взяток». «Экокрим» же неохотно расследует деятельность норвежских предприятий за рубежом, не решаясь мешать их бизнесу.

"