Posted 14 октября 2003,, 20:00

Published 14 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Мир оптом и в розницу

14 октября 2003, 20:00
Вчера в Гааге начались переговоры экспертных групп Грузии, России, Южной и Северной Осетии по политическому урегулированию грузино-осетинского конфликта. Они продлятся до 17 октября и должны завершиться подписанием нового политического соглашения по Южной Осетии. Россию на переговорах представляет посол МИД по особым п

Как сообщили корреспонденту «Новых Известий» в министерстве по чрезвычайным делам Грузии, проведение встречи в Гааге связано с тем, что сегодня Голландия председательствует в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). А ОБСЕ – единственная европейская структура, которая на постоянной основе занимается урегулированием грузино-осетинского конфликта. Накануне ее представители провели мониторинг российского, грузинского и осетинского миротворческих батальонов, дислоцированных в зоне конфликта. В ходе проверок серьезные нарушения на линии соприкосновения грузинских и осетинских сил не обнаружены, что, по мнению участников гаагской встречи, дает основание надеяться на успех переговоров.

Если конфликтующим сторонам удастся договориться по поводу политического статуса Республики Южная Осетия в составе Грузии, это станет настоящим прорывом в процессе урегулирования, продолжающемся 15 лет. Война между Тбилиси и Цхинвали началась в 1989 году, когда президент Грузии Звиад Гамсахурдиа лишил Южную Осетию статуса автономии. Бои шли до 1992 года и были остановлены с помощью России. Президентами России и Грузии было подписано соглашение о прекращении военных действий, которое было завизировано и лидерами Северной и Южной Осетии. После этого противоборствующие стороны вывели свои вооруженные силы из зоны соприкосновения. Контроль над ней стала осуществлять Смешанная контрольная комиссия (СКК), куда вошли, помимо Грузии и Южной Осетии, представители России и Северной Осетии.

Однако это соглашение было выполнено не до конца. Так, стороны обязывались немедленно приступить к переговорам по экономическому восстановлению региона и созданию условий для возвращения беженцев. Применение блокад и экономических санкций объявлялось неприемлемым. В этом документе Россия была названа гарантом выполнения договоренностей, и 9 июля 1992 года в качестве миротворческих сил в зоне конфликта появился ее военный контингент под эгидой СНГ.

Вице-спикер грузинского парламента Вахтанг Рчеулишвили полагает, что для преодоления кризиса должен быть разработан механизм по восстановлению доверия между Тбилиси и Цхинвали. По его словам, на уровне простых людей многие проблемы уже решены, но на уровне властей еще существует «стена непонимания», в том числе и в вопросе названия бывшей автономной области. Господин Рчеулишвили считает приемлемым сохранение термина «Южная Осетия», если это будет способствовать урегулированию конфликта.

Участникам гаагских переговоров будет нелегко выработать механизм установления окончательного мира, устраивающий обе конфликтующие стороны. Тбилиси и Цхинвали уже настолько приспособились к положению: «ни мира, ни войны», что начали извлекать из него финансовые дивиденды. Между прочим, немалые. Сегодня в зоне грузино-осетинского конфликта находится знаменитая оптовая ярмарка «Эргнети», через которую в Грузию поступает более 80% российской контрабанды. Правоохранительные органы и налоговые структуры Грузии объясняют свое бездействие в ее пресечении «взрывоопасной ситуацией в районе бывших боевых действий». Если здесь наступит прочный мир, им придется уже всерьез бороться с контрабандой, ставшей для многих из грузинской верхушки настоящей кормушкой.



"