Posted 14 сентября 2010,, 20:00

Published 14 сентября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:48

Updated 8 марта, 06:48

«Акция» на колесах

«Акция» на колесах

14 сентября 2010, 20:00
По всей Греции вновь выстроились огромные очереди у бензоколонок. Причина та же, что и два месяца назад – акция протеста водителей большегрузных грузовиков, требующих отзыва из парламента закона о либерализации сектора грузовых перевозок. Проехать по трассе, связывающей Афины с Салониками, вторым городом Греции, вчера,

Сами водители грузовиков называют свои действия «акцией», а не «забастовкой», намекая на то, что это лишь небольшая демонстрация их силы и решимости. Несмотря на заверения президента профсоюза заправщиков грузовиков Георгиоса Тамоса, пообещавшего, что акция не приведет к перебоям со снабжением бензином, автовладельцы кинулись на бензоколонки заправляться впрок. У греков еще свежи воспоминания о пятидневной забастовке водителей грузовиков в самом конце июля, когда страна переживала серьезные перебои со снабжением топливом. Власти, в свою очередь, установили недельный мораторий на рост цен на бензин в пределах 1,47 евро. Однако в Афинах еще вчера литр бензина продавался за 1,57 евро.

Полиция между тем отказалась пропускать в центр греческой столицы грузовики демонстрантов, намеревавшихся и там создать пробки. А официальный представитель правительства Георгиос Петалотис, выступая по национальному телевидению, строго напомнил водителям о законе, принятом сразу после июльских событий, который запрещает им бастовать в течение года. Сама акция протеста, напомнившая горячие летние дни, приурочена к рассмотрению парламентом в конце этой недели проекта еще одного закона, целью которого является «открытие» сектора грузовых перевозок. Либерализация этого сектора является одним из требований, предъявленных ЕС и МВФ Афинам в начале мая. Их выполнение – главное условие получения Грецией 110-миллиардного пакета финансовой помощи.

Сектор грузовых перевозок Греции живет по нормам и законам, установленным еще в начале 1970-х годов, когда в стране правила военная хунта. За прошедшую с тех пор треть века власти практически не выдавали новых лицензий на грузовые перевозки, что вызвало появление вторичного рынка и привело к торговле уже существующими лицензиями, которые превратились в ходовой товар. Ненормальное положение дел привело также к тому, что попасть на рынок грузовых перевозок новым операторам сейчас крайне трудно и накладно, потому что цена лицензии достигает порой 300 тыс. евро. Конечно, водители грузовиков категорически выступают против перемен, направленных в первую очередь на развитие конкуренции. В правительстве же надеются, что новый закон заставит значительно снизиться стоимость не только лицензий, но и самих перевозок.

Премьер Папандреу не намерен уступать шантажу Федерации сухопутных коммерческих транспортных рабочих, в которую входят и водители грузовиков. Он заявил об этом в Салониках на открытии 75-й Международной торговой ярмарки. Крупные силы полиции, стянутые в этот город, помогли предотвратить майский сценарий, когда в Афинах демонстрации переросли в беспорядки, приведшие к гибели трех человек. Так что нынешние 20-тысячные демонстрации против политики правительства в Салониках прошли относительно мирно. Глава правительства, кстати, утверждает, что симпатизирует демонстрантам и что, будь он простым гражданином, наверняка был бы в их рядах, но жесткие меры экономии необходимы для того, чтобы Греция смогла выйти из сильнейшего финансового кризиса.

Греческое правительство работает под неусыпным надзором ЕС и МВФ. Вчера в Афины с очередной проверкой приехали аудиторы из МВФ, Европейского центробанка и ЕС. Они должны подготовить рекомендации перед запланированным на декабрь выделением очередного транша финансовой помощи, на этот раз в сумме 9 млрд. евро.

"