Posted 14 сентября 2006,, 20:00

Published 14 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:03

Updated 8 марта, 09:03

Брюссельская «капуста»

Брюссельская «капуста»

14 сентября 2006, 20:00
В Брюсселе началась очередная пленарная сессия Европарламента. Депутаты (общее число которых насчитывает 732 представителя от 25 стран) активно раскручивают новый политический сезон. Политика политикой, но народные избранники, как известно, такие же простые смертные, как и обычные обыватели Старого континента, со всем

В приличном обществе в Брюсселе разговоры о зарплате – табу. Но европейских парламентариев это не касается, потому что их доходы – дело публичное. Самое обидное для многих народных избранников – это вопиющее неравенство в оплате за одну и ту же работу в сверкающем стеклом и алюминием «Дворце демократии», прозванном в народе «Капризом богов». Проблема эта обсуждается с 1979 года, когда впервые Европарламент был сформирован прямым голосованием граждан стран ЕС, а не делегированием из национальных парламентов (как, скажем, Парламентская ассамблея Совета Европы). Но попытки принять статут Европарламента, где была бы записана одинаковая зарплата, долгое время были безуспешны. Депутаты до сих пор сидят на окладах, определенных их родными государствами для собственных законодательных собраний. Поэтому, к примеру, итальянка Алессандра Муссолини получает ежемесячно 11 тыс. евро, француз Жан-Мари Ле Пен – 5200, испанец Энрике Барон Креспо – 2600, чех Владимир Ремек – 2 тыс., литовец Витаутас Ландсбергис – 1188, а Татьяна Жданок из Латвии – всего 980 евро.

И только год назад новый статут был утвержден всеми ветвями европейской власти. В нем прописаны 7 тыс. евро в месяц для всех евродепутатов – от итальянцев до латышей. Из этических соображений парламентарии нынешнего созыва голосовали не за свою зарплату. Статут вступит в силу только после европейских выборов 2009 года, уже для следующего «призыва».

Кроме жалования, в документе определен и новый порядок оплаты командировок. Для евродепутата – это далеко не только эпизодические поездки в свой округ. Основное место работы – Брюссель, но каждый месяц происходит великое переселение на сессию в Страсбург: все 732 депутата от 25 стран в сопровождении аппарата перемещаются на 400 с лишним км, чтобы заседать там четыре дня. На это им положена круглая сумму из расчета проезда или перелета первым классом, проживания в пятизвездочной гостинице, ужинов в дорогих ресторанах, перемещения в Страсбурге на арендованном лимузине. И никаких билетов, квитанций и других отчетных документов не требуется. Поэтому на практике многие, отправляясь на сессию, покупают билет какой-нибудь low cost авиакомпании, а то и просто договариваются между собой, и один за рулем на своей машине везет еще двух-трех коллег. Бронируют не самые шикарные гостиницы или вовсе снимают квартиры. Разница, естественно, в карман. За сохранение такого порядка депутаты боролись до последнего, а Еврокомиссия и Совет ЕС не очень-то и настаивали на переменах. По-человечески понимали, что это является формой выравнивания зарплат. Богатый депутат и так не пойдет в «Макдоналдс», а малооплачиваемый получит прибавку и не будет сильно завидовать. С 2009 года этот довод отпадает, и придется представлять подтверждающие документы вплоть до квиточков парковочных автоматов.

Есть депутаты-миллионеры и депутаты-общественники. На электронной странице каждого из них вывешена заполненная им декларация о других оплачиваемых работах. В разных странах разные законы насчет совмещения должностей. В некоторых государствах министр может быть одновременно депутатом национального парламента. В Европарламенте – не может. У большинства в декларации написано, что депутатство – единственное место работы. У других еще значится какой-нибудь бургомистр или президент фонда. Но только на общественных началах с возмещением расходов, связанных непосредственно с названной работой. О том, сколько у депутата машин, яхт и вилл, какими акциями он владеет, в декларации не пишут, потому что Европарламенту это неинтересно. Это должно интересовать национальные налоговые ведомства.

Как и в любой солидной конторе, ставка зарплаты – это еще не все. К ней добавляется пенсионное и медицинское страхование по высокому разряду, возмещаются расходы по аренде жилья. Практически все евродепутаты – иногородние, сами ищут и снимают квартиру или дом. А вот льгот, знакомых по советской практике, нет. Во-первых, нет традиции (если не считать стран бывшего соцлагеря). Во-вторых, в ЕС уверены, что льготы способствуют коррупции. Трудно обеспечить прозрачность. Нет специальных больниц и поликлиник: комфортно лечиться позволяет медицинская страховка. Нет ведомственных санаториев и домов отдыха: депутат сам оплатит виллу на дорогом курорте или скромное бунгало в горах. Нет «мигалок» на машинах. В Брюсселе их нет ни у кого, кроме пожарных, «скорой» и полиции. Если нужно, то высоких гостей или высокое начальство сопроводит полицейский кортеж.

Хотя кое-какие льготы все же есть. Только депутатам можно ставить машины на верхнем этаже подземного паркинга под «Альтьеро Спинелли» (один из корпусов Европарламента). И еще здесь дотируются рестораны, а напитки в барах не обложены бельгийским акцизом. Поэтому собкор «НИ» и евродепутат могут спокойно и на равных побеседовать за стаканом-другим пива.

СПРАВКА

В Государственной думе РФ больше всех получает спикер – его месячный доход, со всеми выплатами и льготами, измеряется цифрой в 120 тыс. рублей (почти 4,5 тыс. долларов). Порядка 80 тыс. получают вице-спикеры. А обычному депутату, несмотря на официальную зарплату в 17 тыс. рублей, положено получать из думской кассы более 60 тыс. рублей ежемесячно (куда входят различные выплаты, включая всякого рода надбавки и льготы).
Конгресс США в мае этого года повысил оклады американских народных избранников. Сегодня конгрессмен получает 168,5 тыс. долларов в год. А председателям комитетов конгресса полагается надбавка в размере 1,5 тыс. долларов в месяц, и эти деньги, по устоявшейся традиции, в большинстве случаев перечисляются в различные благотворительные фонды.
В парламенте Японии каждому депутату выплачивается порядка 120 тыс. долларов в год. Кроме того, он бесплатно пользуется услугами трех секретарей (которые содержатся за счет бюджета).

"