Posted 14 августа 2007,, 20:00

Published 14 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:40

Updated 8 марта, 08:40

Трофейная дискуссия

Трофейная дискуссия

14 августа 2007, 20:00
В последние дни Варшава и Берлин никак не могут достичь взаимопонимания в вопросе реституции. Камнем преткновения стала проблема возвращения Германии сокровищ так называемой Берлинки – Прусской государственной библиотеки, располагавшейся в столице Германии. Они были перевезены в Польшу во время Второй мировой войны. Ре

Министр иностранных дел Польши Анна Фотыга настроена весьма категорично. Она заявила, что немецкие требования о возврате предметов исторического и культурного наследия, перешедшие в конце Второй мировой войны в собственность польской стороны, являются безосновательными, так как они являются либо собственностью государства (польского), либо тех субъектов, которые стали их владельцами (опять-таки польскими). Согласно мнению пани министра, сама попытка формулирования реституционных требований Германии «должна вызывать изумление на фоне тех огромных потерь, которые понесло польское культурное наследие в результате немецкой оккупации».

Действительно, Германия уже много лет требует от Польши возвращения на родину предметов искусства, культуры и истории немецкого народа, которые с послевоенных времен пылятся в архивах Ягеллонской библиотеки в Кракове. Причем польская сторона выдвигает встречное требование – вернуть в Варшаву то, что было награблено вермахтом во время Второй мировой войны (по подсчетам польских историков – около 500 тыс. исторических наименований). А за то, что безвозвратно пропало, Берлин должен выплатить денежную компенсацию. Немецкая сторона такую постановку вопроса не приемлет, заявляя, что сегодня невозможно выяснить, какие предметы искусства в качестве трофеев забрали бойцы Красной армии, что похитили себе «цивильные мародеры» из самой Польши, а что попросту уничтожено. Кстати, во время войны немцы сами, опасаясь советских бомбежек, вывезли в монастырь Клешов, что в Нижней Силезии (ныне Дольный Сленск) богатства Берлинской библиотеки. А позже эти территории по решениям Потсдамской конференции были переданы Польше. То же самое случилось и с коллекцией Геринга.

В Польше местом компактного сохранения послевоенных трофеев остается город Краков. В Краковском музее техники находится бесценная коллекция истории мировой авиации Германа Геринга, в которой представлены раритеты (нередко единственные в мире) – летательные аппараты, начиная с экземпляров, созданных в начале прошлого века. А в запасниках Ягеллонской библиотеки под «музейным арестом» ныне пылятся более девяти тысяч рукописей, художественных полотен и манускриптов из Германии. Среди них нотные оригиналы Бетховена, Баха, Шуберта, Брамса, Мендельсона, Паганини, а также рукопись национального гимна Германии, написанного Хофманом фон Фолкерштейном. Эта коллекция выставлялась только один раз – в 1997 году, когда в Кракове проходили Бетховенские дни.

«Польша не исключает возможности продолжения переговоров с Германией о возвращении ей культурных ценностей и предметов искусства, – сказал «НИ» уполномоченный МИД Польши по ведению реституционных переговоров профессор Влодимеж Калицкий, – однако она не намерена отступать от требований, по крайней мере, частичной компенсации со стороны Берлина за те потери, которые она понесла в годы Второй мировой войны.

В свою очередь, представитель немецкого бюро по возврату утраченных исторических ценностей Уве Хартман заявил на прошлой неделе, что «это разговор на уровне экспертов и историков. Мы знаем, где находятся «Берлинка» и коллекция самолетов из собрания Геринга, но по-прежнему нам не известно, где обретаются собственно польские предметы искусства, вывезенные в Германию». По мнению Хартмана, вся эта неразбериха – результат длившейся долгое время «холодной войны». «Но мы должны выяснить все спорные вопросы на основании совместной работы, – подчеркнул д-р Хартман, – и, в конце концов, довести дело до обмена памятниками старины и предметами искусства».

В Евросоюзе предпочитают договариваться

Проблема реституции художественных и исторических ценностей, поменявших хозяев в годы военных потрясений, остается в Евросоюзе одной из наиболее острых и деликатных тем. Принятые в последние годы общеевропейские законы не дают однозначных ответов на многие частные случаи, поэтому страны стараются урегулировать их путем переговоров. Переговоры ведут и такие извечные в прошлом противники, как Франция и Германия. Создана специальная совместная комиссия по реституции. В 2004 году Париж вернул Берлину архивы министерства иностранных дел Германии, конфискованные французскими властями вскоре после войны. На церемонии передачи представители обеих сторон назвали это важным жестом примирения и сближения союзников по ЕС. После объединения Германии такие акции проводились довольно часто. В 2003 году, например, немцы вернули Франции фрагменты средневекового монастыря.

В последнее время акцент делается на возвращении культурных ценностей физическим лицам. Скажем, правительство Нидерландов, вернув после войны конфискованные гитлеровцами у граждан этой страны произведения искусства, создало специальную комиссию для возвращения нацистского «конфиската» наследникам бывших хозяев, где бы они сейчас ни жили.



Александр МИНЕЕВ, Брюссель

"