Posted 14 августа 2003,, 20:00

Published 14 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

«Нечего обирать неимущих»

«Нечего обирать неимущих»

14 августа 2003, 20:00
Брат Александра Лебедя не имеет претензий к пилотам Ми-8

Вчера в Красноярском краевом суде начались слушания по делу о катастрофе вертолета Ми-8 в апреле 2002 года, в которой погиб губернатор Красноярского края Александр Лебедь. На скамье подсудимых двое летчиков – Тахир Ахмеров и Алексей Курилович. В первый день процесса было оглашено обвинительное заключение, и начался опрос свидетелей. Процесс может затянуться надолго, так как только для дачи показаний вызваны почти 200 человек.

Слушания начались в 10.00 с оглашения гособвинителем Сергеем Кемаевым обвинительного заключения, насчитывающего около 500 страниц. Из него следует, что основная вина экипажа состоит в том, что при подготовке к полету и во время него пилотами были нарушены сразу несколько норм авиационной безопасности. Так, по версии обвинения, маршрут полета полностью не соответствовал летным картам, которые отражали старый рельеф местности. На картах не были обозначены ни новые объекты (та же злополучная ЛЭП), ни места возможных посадок. Новых же карт на тот момент у летчиков просто не было.

Из аэропорта «Черемшанка» пилоты вылетели, так и не дождавшись полной метеосводки. Кроме того, при максимальной загрузке в 14 человек экипаж взял на борт 18. Ни один из летчиков не знал особенностей местности. На завершающем этапе полета, как сказано в заключении, «в результате резкого отклонения ручки управления элементы винта соударились», вертолет столкнулся с ЛЭП, наматывая провода на втулку несущего винта, и упал с высоты 5–7 метров. Все эти действия квалифицируются обвинением по ст. 263 ч.3 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта».

В результате катастрофы погибли восемь человек. Еще девять числятся пострадавшими. На скамье подсудимых двое – Тахир Ахмеров и Алексей Курилович. Первый на момент аварии был командиром звена авиакомпании «Енисейский меридиан», второй – командиром экипажа разбившегося вертолета. Третий обвиняемый – бортмеханик Павел Евсеевский – скончался за две недели до начала процесса. От чего он умер, пока неизвестно. Подробная информация содержится в медицинском заключении, которое предоставила сегодня суду вдова Евсеевского. Пока она присутствует на процессе только в качестве наблюдателя, но, по словам судьи, в ходе дальнейшего рассмотрения дела может выдвинуть самостоятельные требования. Это произойдет в том случае, если станет известно, что причиной смерти ее мужа стали травмы, полученные в катастрофе.

В качестве свидетелей на процесс вызваны около 200 человек. Сегодня были заслушаны показания губернатора Хакасии Алексея Лебедя, брата погибшего Александра Лебедя, матерей погибшего оператора Красноярской государственной телерадиокомпании Игоря Гареева и журналистки ВК «Телесфера» Натальи Пивоваровой. Многие из свидетелей или потерпевших по делу заявили о наличии у них материальных требованиий к виновникам аварии.

Этого не сделали члены семьи погибшего губернатора. По словам Алексея Лебедя, они не имеют претензий ни к летчикам, ни к авиакомпании: «…незачем обирать неимущих летчиков, которым и так зарплату не платят». В то же время родственники Александра Лебедя хотят, чтобы «восторжествовала справедливость и были развеяны все домыслы». Не выражая своего отношения к пилотам, Алексей Лебедь заявил, что причиной подобных трагедий становится, прежде всего, отсутствие системы проведения подобных полетов. «Все летают так, с перегрузкой, без маршрута и документов. Людей иногда набивается, как в трамвай», – заявил Лебедь.

Судя по всему, суду предстоит ответить еще и на вопрос, руководил ли погибший губернатор полетом лично и отдавал ли приказы летчикам. Именно такая информация появилась сразу после катастрофы и снова «всплыла» за сутки до начала слушаний. Но дать однозначного ответа на этот вопрос вчера не смог ни один из опрошенных свидетелей.

Сами летчики утверждают, что правил полета не нарушали. Ми-8, по словам Тахира Ахмерова, – машина, способная перевозить гораздо больше людей. Ахмеров сообщил, что он, как и второй пилот Курилович, летчик опытный, летавший в условиях разных ландшафтов и погоды. «Я бы предпочел, чтобы суд закончился сегодня. Но вряд ли это реально», – заявил Ахмеров. Подтвердил эти слова и судья, который рекомендовал фигурантам «набраться терпения».

"