Posted 14 июля 2015,, 21:00

Published 14 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:20

Updated 8 марта, 02:20

За что боролись…

За что боролись…

14 июля 2015, 21:00
Саммит Евросоюза, изначально запланированный на воскресенье, прошел на два дня позже и утвердил принятое лидерами еврозоны решение о выделении Афинам 80–90 млрд. евро в рамках третьего пакета помощи. Тем самым фактически вчерашний саммит проштамповал решение саммита еврозоны, которое было принято после почти 17-часовых

Естественно, деньги греки получат в течение трех ближайших лет лишь при условии «полной капитуляции», то есть принятия в течение этой недели всех условий кредиторов. Причем принимать новые законы, от которых в свое время правящая партия СИРИЗА обещала защитить жителей Греции, необходимо не после получения денег, а до этого, то есть уже сейчас.

Поэтому ныне миллионы греков, особенно те, кто голосовал на недавнем референдуме против принятия условий кредиторов (а таких оказалось почти две трети), в растерянности. Они не могут понять, зачем нужно было проводить референдум и еще больше злить и без того разозленную Европу, если через неделю после того, как Греция отказалась принимать условия Еврокомиссии, Европейского центробанка и МВФ, премьер Алексис Ципрас согласился на новые условия? Трагикомичность ситуации заключается в том, что эти условия, предложенные в ультимативной форме, значительно жестче тех, что были отвергнуты на референдуме.

Похоже, вынужденные банковские каникулы, грозящие полным крахом всей финансовой системы, и почти полная остановка греческой экономики оказались слишком сильным аргументом, чтобы продолжать спорить с почувствовавшими запах крови кредиторами. Однако эти кабальные условия, означающие фактическую потерю национального суверенитета как минимум в финансовой сфере, еще нужно утвердить. Даже если их примет парламент и правящая коалиция СИРИЗА, в которой у Алексиса Ципраса с каждым днем появляется все больше противников, остается греческий народ.

Между тем грекам не привыкать выходить на улицы для защиты своих прав и свобод, что они наглядно показали за годы кризиса. Вот и сейчас, когда немного осядет пыль и начнут выполняться требования кредиторов, они поймут, что все слова о полном и безоговорочном отказе от политики жесткой экономики и сокращения расходов так и остались и словами. Поймут и выйдут на улицы. Так что осень в случае принятия ультиматума «тройки» ожидается в Элладе горячей. Возможно, и лето тоже: первая забастовка запланирована на сегодня.

Конечно, Алексис Ципрас принципиально отличается от предшественников, потому что не только боролся с кредиторами все полгода, что находится у власти, но и продолжает сопротивляться и сейчас. Он, к примеру, не согласился с канцлером ФРГ Ангелой Меркель в одном из главных вопросов – создании приватизационного или гарантийного фонда. Предполагается, что он будет состоять из греческих госактивов объемом 50 млрд. евро. Греческий премьер хотел, чтобы фонд был, во-первых, меньше, а во-вторых, чтобы деньги от продажи активов шли не на обслуживание долга, а инвестировались в экономику страны. И в этом споре Ципрасу удалось, по крайней мере, сохранить лицо – половина фонда пойдет на рекапитализацию банков, одну четверть отдадут кредиторам, а вторую инвестируют в греческую экономику.

Несмотря на то что премьер продолжает бороться, убедить парламентариев в необходимости принятия условий кредиторов ему будет непросто. Уж слишком они суровы. Сегодня, к примеру, истекает срок выполнения сразу нескольких обязательных требований кредиторов. Речь идет об упрощении НДС и расширении базы его применения на греческие острова, против чего весь июнь категорически возражало правительство. Кабинет должен взяться наконец за пенсионную систему и продолжить сокращать размеры пенсий, а также повысить возраст выхода на пенсию. А еще Ципрас должен сделать независимым от правительства статистическое управление ELSTAT.

Уже через неделю, к 22 июля, грекам необходимо принять Кодекс гражданских процедур, который должен значительно упростить, ускорить и удешевить судопроизводство. Афины должны сделать еще немало конкретных дел, и большинство из них вполне соответствует жесткой экономии, с которой они так яростно боролись еще недавно. Это реформы на рынке труда, в налоговой системе, в финансовом, фармацевтическом и других секторах.

Как только новые условия будут одобрены парламентом Греции, они поступят на рассмотрение парламентов Финляндии, Германии, Австрии, Нидерландов, Словакии и Эстонии, которые тоже должны утвердить выделение Греции из Европейского стабилизационного механизма (ESM) 80–90 млрд. евро помощи в течение трех лет. Причем все это во избежание очередного дефолта необходимо делать крайне быстро, потому что уже 20 июля Афины должны начать расплачиваться с ЕЦБ.

"