Posted 14 июля 2013,, 20:00

Published 14 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:00

Updated 8 марта, 05:00

Эхо резни

14 июля 2013, 20:00
Годовщина трагических событий 1943 году, когда сотни тысяч поляков были уничтожены украинскими националистами, оказалась омрачена скандалом. Накануне сейм Польши принял резолюцию, согласно которой данный конфликт был назван этнической чисткой. В то же время потомки жертв резни, а также ряд оппозиционеров требуют призна

В четверг 11 июля в Польше отмечали 70-ю годовщину начала так называемой волынской резни – этнополитического конфликта между поляками и бойцами Украинской повстанческой армии (УПА). Это событие является едва ли не самой чувствительной проблемой в истории сосуществования обоих народов. В годы гитлеровской оккупации часть украинских националистов, стремившаяся к созданию своей государственности на кресах – восточных территориях довоенной Речи Посполитой (Вильно, Львов), принадлежащих до войны Польше, решила физически истребить всех несогласных с этой идеей. В ответ на террор подразделения польской партизанской Армии Крайовой (АК) жестоко отомстили украинцам. В результате взаимной резни, за которой наблюдали немцы, с одной стороны, и советские партизаны – с другой, по подсчетам польского Института национальной памяти (IPN), погибли около 100 тыс. поляков и 15 тыс. украинцев.

В этом году память жертв волынской резни возле открывшегося по этому случаю памятника в удаленном от центра варшавском районе Жолибож почтили президент Бронислав Коморовский, представители сейма, сената и правительства Польши. Был зачитан список убитых, после чего варшавский митрополит кардинал Казимеж Ныч отслужил траурное богослужение. В своем выступлении президент Коморовский назвал волынскую резню «одним из наиболее тяжелых и трагических испытаний польского народа в период Второй мировой войны», «преступлением с признаками геноцида» и напомнил о недавней декларации католических церквей Польши и Украины о взаимном прощении и примирении. «Даже болезненная правда никогда не наносит вред. Правда может создавать шанс на то, чтобы истинные знания на тему тех драматических событий стали фундаментом польско-украинского примирения», – подчеркнул Коморовский.

Тем не менее многие поляки, в особенности люди старшего поколения, считают, что президенту не хватило смелости назвать очевидные вещи своими именами. «То, что случилось на Волыни, полностью отвечает значению термина «геноцид», и в замалчивании истории мы участвовать не будем», – заявил накануне лидер оппозиционного «Союза левых демократов» (SLD) Лешек Миллер. Спикер польского сейма Эва Копач также призвала считать волынскую резню геноцидом. «Правду нельзя перекричать или передискутировать, – заявила пани Копач. – 100 тысяч поляков – малых детей, женщин, мужчин – погибли тогда, и это факты, относительно которых не должны вестись дискуссии». После траурной мессы в костеле Св. Александра по улицам Варшавы прошли представители организаций, объединяющих жителей бывших кресов и их потомков.

«Тем, что отличает резню на Волыни от всех известных этнических преступлений, является невероятная жестокость преступников, – пишет влиятельная польская Rzeczpospolita. – Сложно оправдать позорную уступчивость, с которой в Польше отказываются от правды, а часть элит, формирующих общественное мнение, истерически реагирует на любое упоминание об ОУН или употребление самого подходящего в данном случае слова «геноцид».

Накануне польский сейм (нижняя палата парламента) с перевесом всего в 10 голосов принял резолюцию, согласно которой волынская резня 1943 года была признана этнической чисткой с элементами геноцида. Непосредственно перед голосованием выступил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, который призвал не заострять проблему, в особенности накануне намеченного на ноябрь подписания договора об ассоциативном членстве Украины в Евросоюзе.

"