Posted 14 июля 2005,, 20:00

Published 14 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:27

Updated 8 марта, 09:27

Они не «Поехали!»

Они не «Поехали!»

14 июля 2005, 20:00
Завтра днем американский шаттл Discovery в очередной раз выйдет на стартовую прямую. Впрочем, в том, что космический «челнок» все-таки покинет пределы Земли, теперь не сомневается только ленивый.

Несчастья начали преследовать Discovery с самого утра. За несколько часов до старта внезапно отвалилась пластиковая заглушка, прикрывающая один из иллюминаторов. Пролетев около 18 м, она со всего маха ударила по термозащитным плиткам, прикрывающим двигатель системы маневрирования на орбите, и повредила их. Впрочем, инженеры NASA достаточно быстро заменили их на новые. Директор по испытаниям Джеф Сполдинг и менеджер полета Скотт Хиггинботам облегченно рапортовали, что «все страшное позади и шаттл готов к запуску», но они ошибались.

Следующим испытанием стал ураганный ливень, обрушившийся на мыс Канаверал. Астронавты шли к Discovery под проливным дождем, вымученно улыбаясь. Операторы же телекомпаний из 70 стран мира, произнося ругательства на всех возможных языках, старались запечатлеть это знаменательное событие.

Вскоре выяснилось, что старались они напрасно. За 2,5 часа до старта отправку Discovery в космос отменили. К этому времени облаченный в скафандры экипаж уже сидел внутри корабля. Была закончена заправка шаттла, активизированы навигационные системы и радиомаяк наведения, в состояние повышенной боевой готовности были приведены запасные аэродромы, на которые в случае чего может сесть шаттл, – два в Испании, один во Франции, два в США. Но старт так и не состоялся. Полет Discovery был отложен на неопределенный срок. Астронавты даже не пытались скрыть ярость, когда снимали скафандры под насмешливыми взглядами телекамер.

Причиной конфуза в очередной раз стал топливный бак. На этот раз забарахлили датчики, показавшие, что топливный бак пуст, хотя его только что заправили. Как пояснил координатор NASA по связям с общественностью Сергей Пузанов, наблюдавший за несостоявшимся стартом в подмосковном ЦУПе: «В корабле находится четыре датчика во внешнем топливном баке, они показывают давление и уровень топлива. При попытке запуска они отработали нештатно. Сбой произошел в работе внешнего бака, в отсеке жидкого водорода… Ситуация до конца неясна. Будет проводиться ее анализ».

Представители NASA на мысе Канаверал были настроены куда более пессимистично. Топ-менеджеры Американского аэрокосмического агентства были настолько расстроены, что даже начали путать даты и числа. Сначала директор NASA Майкл Гриффинн официально заявил, что «следующая попытка может быть предпринята не ранее понедельника». Спустя полчаса его заместитель Уэйн Хэйл во всеуслышание объявил, что «Discovery стартует в субботу». Майкл Гриффин был вынужден признать, что «я ошибся и просто перепутал даты».

Очевидно, безалаберность руководства NASA и стала последней каплей, переполнившей чашу терпения партнеров американцев по МКС. С весьма резким заявлением выступили представители Национального аэрокосмического агентства Японии, чей астронавт Соичи Ногуми должен был отправиться в космос на неудачливом корабле.

Российская сторона вела себя куда более спокойно, воспринимая ситуацию с юмором. «У NASA где-то всегда что-то барахлит, но американцы, конечно, правы – из-за этого нельзя ставить под угрозу жизни людей», – прокомментировал сложившуюся ситуацию официальный представитель Федерального космического агентства (Роскосмоса) Вячеслав Давиденко. В неформальной же беседе сотрудники Роскосмоса в открытую говорили, что «мы и не рассчитывали, что американцы когда-нибудь рискнут отправить свой шаттл в космос, с самого начала было ясно, что вся эта шумиха вокруг Discovery – очередной фарс».

Впрочем, даже если их мрачные прогнозы оправдаются и Discovery так никогда и не поднимется в космос, Международная космическая станция это переживет. «В любом случае Россия обеспечит доставку на МКС грузов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности российско-американского экипажа», – заверил Вячеслав Давиденко.

"