Posted 14 июля 2004,, 20:00

Published 14 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Забытая колея

14 июля 2004, 20:00
Главным итогом переговоров, которые провел в Москве премьер-министр Армении Андраник Маргарян, можно считать наметившееся решение самой больной проблемы его страны – преодоление экономической блокады со стороны Турции и Азербайджана.

После встречи Андраника Маргаряна с Михаилом Фрадковым премьеры объявили о том, что российским сопредседателем двусторонней межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству будет назначен министр транспорта России Игорь Левитин. Эта новость подтвердила, что в ближайшее время решение транспортных проблем Армении будет приоритетом для Москвы и Еревана.

В Кремле понимают, что транспортная блокада, в которой Армения находится без малого 15 лет, с начала карабахского конфликта, серьезно ослабляет экономику этой закавказской страны. Лишившись выхода к важным транспортным артериям, Армения в последние годы, по сути, оказалась в роли статиста, вынужденного со стороны наблюдать за реализацией крупнейших региональных транспортных проектов.

Как же Еревану выходить из этого, казалось бы, замкнутого круга? Армянские власти решили, что положение не является безвыходным. Прежде всего они активизировали официальные контакты с Анкарой, требуя от нее без предварительных условий открыть турецко-армянскую границу и пойти на расширение двусторонних экономических связей. Однако Турция, опасаясь осложнения отношений с Азербайджаном, все еще не приняла решения по этому вопросу. Хотя, скорее всего, это всего лишь вопрос времени, ибо партнеры Анкары по НАТО, и прежде всего США, требуют, чтобы она положила конец политике транспортной изоляции Армении и реанимировала железнодорожное сообщение с Ереваном. Между тем официальный Ереван пытается с помощью России добиться восстановления движения по абхазскому участку Закавказской железной дороги – основного транзитного пути в Россию. Этот путь из России в Грузию и Армению – самый короткий и, соответственно, экономически самый выгодный.

Армения уже объявила о готовности взять на себя значительную долю финансовых затрат на восстановление дороги. В Ереване считают, что Москва может использовать свое влияние на Тбилиси и Сухуми и убедить их в необходимости открытия магистрали.

Однако здесь существует серьезная проблема. Нынешний визит премьер-министра Армении в Москву совпал с очередным кризисом в российско-грузинских отношениях. И пока Москва и Тбилиси обвиняют друг друга в эскалации напряженности в Южной Осетии, вопрос о железной дороге в Абхазии, судя по всему, остается на втором плане. Пока позиция Тбилиси бескомпромиссна: грузинские власти говорят, что о восстановлении движения по абхазской территории не может быть и речи, пока власти Сухуми не обеспечат условия для возвращения грузинских беженцев в Галльский район Абхазии.

Отсутствие прогресса в вопросе разблокирования абхазского участка Закавказской железной дороги затрудняет присоединение Армении к российско-ирано-индийскому проекту создания Международного транспортного коридора «Север-Юг». Эту проблему в Ереване деликатно называют «техническими сложностями». В среду по окончании переговоров со спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым глава правительства Армении заявил журналистам, что «Армения намерена присоединиться к проекту «Север-Юг», так как его реализация отвечает интересам стран региона». По его словам, российская сторона поддерживает это намерение Еревана. Напомним, что торговый путь «Север-Юг», призванный соединить страны Азии и Европы, пройдет через Персидский залив, территорию Ирана, Каспийское море и Россию. Ключевыми «игроками» в этом проекте становятся Тегеран и Москва. Обе эти страны являются союзниками Армении в регионе.




Анкара предлагает себя в арбитры армянам и азербайджанцам. Вместо России

"