Posted 14 июня 2012,, 20:00

Published 14 июня 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:38

Updated 8 марта, 05:38

«Люди-кусты» из морозилки

«Люди-кусты» из морозилки

14 июня 2012, 20:00
Шведские власти не знают, что делать со множеством тел усопших, которые уже почти десять лет хранятся в холодильниках при местных церквях. В начале двухтысячных в этой стране, чьи жители буквально помешаны на идее сохранения окружающей среды, был чрезвычайно популярен новый способ «экологически чистых» похорон, после к

Согласно шведскому законодательству, человек должен быть погребен в течение 30 дней после смерти, если этому не препятствуют чрезвычайные обстоятельства. Именно эти «обстоятельства» появились в 2001 году, когда биолог Сюсанн Вийг-Мэсак объявила, что изобрела революционный метод похорон, который она назвала 100-процентно экологичным. Суть его в том, что тело усопшего помещается в гроб из кукурузного желатина и охлаждается в жидком азоте до температуры –196 градусов. Мертвец становится хрупким и рассыпается в пыль при малейшем сотрясении, а уж в специальной вибромашине – и подавно. Останки затем помещаются в землю на глубину в полметра. Уже через год и гроб, и усопший превращаются в превосходный перегной. «Над могилой можно посадить любимое дерево или цветок умершего, и частицы его тела перейдут в можжевельник или розу. Ваш близкий будет жить вечно в новом обличье», – рекламировала биолог изобретенный ею метод.

Шведы – люди экологически сознательные – пришли в восторг от возможности превратиться после смерти в куст сирени или жасмина, не отравляя при этом окружающую среду своими бренными останками. Шведская церковь даже приобрела крупный пакет акций созданной г-жой Вийг-Мэсак компании Promessa. Однако в 2009 году эти акции были проданы, и церковь заявила, что отказывается хоронить новым способом. На попятную пошел и крематорий города Йончепинг, первым решивший установить у себя оборудование для глубокой заморозки. Изменило свое отношение к идее Вийг-Мэсак и налоговое ведомство, штамповавшее в начале 2000-х разрешения об отсрочке похорон лиц, мечтавших «стать кустом», вплоть до скорого принятия соответствующего разрешительного закона. Дело зависло в государственных инстанциях.

Дело в том, что в методе Вийг-Мэсак усомнились специалисты. «Эта дама не представила никаких доказательств того, что технически возможно с помощью вибрации разрушить в пыль тело человека, находящееся в состоянии глубокой заморозки, – уверяет в беседе с газетой DN один из главных критиков изобретательницы профессор анатомии Сальгренской больницы в Гетеборге Бенгт Юханссон. – Она говорит, что скрывает свое ноу-хау во избежание воровства идеи. Ерунда! Она ведь уже имеет патент на изобретение».

Со ссылкой на свой многолетний опыт профессор утверждает, что тело человека при замораживании до –196 градусов становится твердым, как кусок мяса, много месяцев пролежавший в морозилке. Телеканал Discovery попытался воспроизвести метод похорон, предложенный прогремевшей на весь мир шведкой, но у телевизионщиков ничего не вышло. Государственные инстанции дали задний ход.

«Происки завистников! Сюсанн Вийг-Мэсак знает приемы, о которых другие не догадываются», – вступились за своего кумира тысячи шведов, мечтающих об экологических похоронах. Сама основательница компании Promessa утверждает, что стала жертвой косных ученых, не способных оценить ее изобретение. «Возможно, метод Вийг-Мэсак нуждается в доработке, но реформы в нашей сфере все равно назрели», – комментирует ситуацию научный консультант объединения похоронных бюро Швеции Стаффан Лундстед. Он считает, что настало время, когда государство должно заняться проблемой «альтернативных» способов погребения.

Шведы все либеральнее смотрят на то, как их будут хоронить. Кто-то завещает разбрасывать свой прах над морем, кто-то – развеивать над специальными «памятными лужайками» на кладбищах. Тысячи поклонников дохристианских нордических верований добиваются разрешения, по примеру Дании, устраивать собственные уголки на кладбищах. Там их будут хоронить в пространстве, ограниченном каменными глыбами, поставленными в форме лодки. Наконец, в пользу необходимости массового внедрения нетрадиционных способов погребения, по мнению г-на Лундстеда, свидетельствует и сама жизнь. Перед кремацией необходимо удалить из тела все посторонние включения – пейсмейкеры, титановые протезы и силиконовые имплантаты, которые «взрываются» в печи, портя дорогостоящее оборудование. «Мы обязаны тем не менее закапывать все удаленное из тела перед кремацией вместе с урной на кладбище. С экологической точки зрения это настоящее варварство», – поясняет Стаффан Лундстед.

Его оппоненты, в свою очередь, не устают напоминать об опыте Дании, где забота об экологии при погребении вылилась в громкий скандал. Местные могильщики, не советуясь ни с юристами, ни с политиками, ни с церковью, пускали в дело все «лишние запчасти» усопших, в том числе благородные металлы, содержавшиеся в зубных протезах и стимуляторах сердечной деятельности. Тайное стало явным, когда в руки журналистов попал договор, заключенный объединением крематориев с голландской фирмой по торговле утилем. Свои действия корыстные датские могильщики тоже объясняли необходимостью защитить природу...

"