Posted 14 мая 2007,, 20:00

Published 14 мая 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:44

Updated 8 марта, 08:44

По сценарию Коштуницы

По сценарию Коштуницы

14 мая 2007, 20:00
Переговоры о формировании «евроатлантического» сербского правительства продолжались почти полгода, однако до середины мая премьер-министр страны и лидер Демократической партии Сербии (ДСС) Воислав Коштуница так и не нашел общего языка с президентом Борисом Тадичем, возглавляющим Демократическую партию (ДС). Объединить

Угрозы со стороны радикалов оказалось достаточно, чтобы ДС и ДСС договорились о распределении портфелей в кабинете министров. Надо сказать, что в сербском обществе затянувшиеся дебаты по поводу того, кто из демократов должен контролировать то или иное министерство, уже давно вызывают лишь саркастические усмешки. «Они помешались, у нас вот-вот Косово отберут, а они кресла да портфели делят» – так звучит типичная оценка деятельности президента Тадича и премьера Коштуницы. Действующие сербские лидеры действительно слегка заигрались в большую политику – переговоры о формировании правительства продолжались почти полгода, но камнем преткновения становились то должность главы МИД, то функция шефа службы госбезопасности, то просто личные трения между президентом и премьером.

Дело едва не дошло до внеочередных выборов – если бы правительство не удалось сформировать до этого понедельника, Борис Тадич, согласно конституции, был бы обязан распустить избранный в январе парламент и назначить дату нового голосования. По мнению большинства жителей Сербии, такой вариант развития событий был бы чреват катастрофой. Во-первых, местный бюджет вряд ли потянет столь значительные расходы (на выборы пришлось бы потратить порядка 60 млн. евро, что для сербской казны весьма значительная сумма). Во-вторых, победу на выборах, скорее всего, одержали бы радикалы из СРП, после чего все «демократические» дискуссии перешли бы из парламентской плоскости в кухонно-дачную. Доверие избирателей к действующим политикам медленно, но верно падало. Дело в том, что ДС и ДСС публично перемывали друг другу кости в тот момент, когда в Совете Безопасности ООН началось обсуждение окончательного статуса края Косово, и «рядовые» граждане Сербии такого отношения к себе и своей стране понять не могли.

В результате премьер Коштуница, уже не раз заявлявший о готовности к компромиссу с Тадичем, но не встречавший у последнего понимания, был вынужден пойти на тактическую хитрость. На прошлой неделе в сербском парламенте была сформирована коалиция из националистов Николича, социалистов Милошевича и демократов Коштуницы, которые, получив большинство, тут же избрали спикером... лидера радикалов.

Реакция президента оказалась мгновенной – поняв, что Коштуница вполне может сформировать правительство и без участия его партии, Тадич согласился на вариант распределения портфелей, предложенный ему премьером еще месяц назад. В итоге, сыграв отведенную ему роль, Томислав Николич в минувшее воскресенье подал в отставку.

В сценарии, написанном Коштуницей для политической сцены Белграда, нашлись роли и европейским деятелям. Как только Николич оказался в кресле спикера, из многих столиц Старого Света раздались голоса политиков, призывавшие демократов объединиться и забыть о разногласиях перед лицом «радикальной опасности».

В результате пятидневных пертурбаций Сербия все же получила дееспособное правительство, с которым теперь готовы разговаривать в Брюсселе. Кроме того, Белград показал миру, что именно от него зависит стабильность на Балканах. Стоило Николичу возглавить парламент, как буквально все соседние страны выразили свою обеспокоенность, а на региональных биржах резко упали котировки ценных бумаг.

Правда, простые жители Сербии никаких иллюзий по поводу нового правительства не питают – большинство из них уверены, что Косово демократическая коалиция спасти не сможет, а уровень жизни если и повысится, то не намного и ненадолго. «Будь что будет, мы уже устали от всего», – именно такие слова все чаще и чаще можно услышать сегодня на белградских улицах.

"