Posted 14 апреля 2014,, 20:00

Published 14 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:19

Updated 8 марта, 04:19

Плейбой и футболист

Плейбой и футболист

14 апреля 2014, 20:00
Вчера в ливийской столице начался процесс над двумя сыновьями Муаммара Каддафи и их приближенными. Саади и Сейфа аль-Ислама, который в последние годы его жизни считался наиболее вероятным наследником ливийского лидера, обвиняют в совершении многочисленных военных преступлений, за которые в случае признания их виновными
Сюжет
Суды

Этого суда в Ливии ждали два года. На скамье подсудимых тесно, даже несмотря на то, что Сейф по-прежнему находится не в Триполи, а в Зинтане. Местная милиция так и не выдала его центральным властям, и его судят по видеосвязи. Вместе с братьями Каддафи судят бывшего главного шпиона Каддафи, всесильного шефа разведки Абдуллу аль-Сенусси, двух бывших премьер-министров и 34 высокопоставленных чиновника прежней администрации. Словом, почти всю уцелевшую элиту каддафиевской Ливии.

Судебный процесс проходит в обстановке чрезвычайных мер безопасности в самой неприступной в Триполи и всей Ливии тюрьме аль-Хадба. Она сейчас окружена колючей проволокой, бронетранспортерами и пулеметами. В этом нет ничего удивительного. В Ливии до сих пор царит хаос. Центральное правительство контролирует лишь столицу с прилегающими районами, да и то не полностью. Хозяевами же остальных провинций является вооруженная милиция, не желающая разоружаться. Об обстановке, царящей сейчас в Ливии, красноречиво говорит отставка временного премьер-министра Абдуллы Тинни, который не проработал и месяца. Он с семьей подвергся нападению боевиков и решил уйти со своего поста, заявив, что работать в обстановке постоянного страха за себя и своих родных и близких не может.

Кроме организации многочисленных массовых убийств в ранние дни гражданской войны, а затем – в пытках и убийствах сотен противников, Сейфа и Саади обвиняют также в хищениях государственных средств, на которые они жили, как плейбои, за границей. Сейф, художник по профессии, до революции руководил благотворительным фондом и изредка выполнял дипломатические поручения отца. Однако в последнее время он был правой рукой полковника Каддафи и считался его наследником.

Саади, по профессии инженер-строитель, запомнился страстной любовью к футболу. Он играл за принадлежащий ему клуб из Триполи «Аль-Иттихад», был его капитаном и даже признавался лучшим футболистом страны. Сыграл Саади несколько матчей и за национальную сборную. Он возглавлял Федерацию футбола Ливии и какое-то время даже числился в «Перудже», клубе итальянской высшей лиги А. Правда, на поле Каддафи выходил за три года всего два раза. Причем отыграл лишь четверть часа и, как шутили болельщики, не успел ничего испортить. Даже не играя, он был уличен в применении допинга, за что получил трехмесячную дисквалификацию. Любопытно, что одним из пунктов обвинений против Саади Каддафи, является организация расстрела демонстрантов в Бенгази, недовольных результатами финального матча на Кубок Ливии в 1996 году, закончившегося многочисленными жертвами среди болельщиков.

Из документов, имеющихся в распоряжении Международного уголовного суда (МУС), который так и не разрешил судить Сейфа в Ливии, известно, что одних только свидетелей на процессе должно выступить более 200 человек. Впечатляют и материалы дела – 40 тыс. страниц. В основном доказательства обвинения строятся на распечатках телефонных разговоров между подсудимыми, в которых они отдавали приказы совершать военные преступления, и видеозаписи, признанной специалистами МУС в Гааге подлинной, на которой Сенусси говорит подчиненным приготовиться к уничтожению бунтовщиков.

Несмотря на заверения ливийских властей, у правозащитников и МУС большие сомнения в беспристрастности начинающегося суда. Они усилились перед самым его открытием, когда появилась видеозапись, на которой Саади с очень испуганным видом в отсутствие своего адвоката признается в совершенных им преступлениях в камере, полной каких-то посторонних людей с оружием.

"