Posted 14 марта 2016,, 21:00

Published 14 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 02:12

Updated 8 марта, 02:12

А судьи кто?

А судьи кто?

14 марта 2016, 21:00
В минувшие выходные в Варшаве и других польских городах прошли демонстрации. Их многочисленные участники протестовали против политики правительства в споре с Конституционным судом. Конфликт между исполнительной и судебной властью может перерасти в глубокий политический кризис. Градус политического противостояния этой в

Еще в декабре 2015 года правое правительство Польши объявило о реформе Конституционного трибунала (это аналог нашего Конституционного суда). Самые горячие споры вызвало решение заменить трех его членов, назначенных незадолго до октябрьских парламентских выборов прежним кабинетом министров, на «своих» судей. Конституционный трибунал, численность которого составляет 15 человек, новых кандидатов отверг.

Президент Польши Анджей Дуда занял сторону правящей партии «Закон и справедливость», в которой он состоял до избрания главой государства в мае 2015 года. Он, к примеру, отказывается принять присягу у судей, назначенных прежним правительством.

На прошлой неделе спор между исполнительной и судебной властью обострился. Конституционный трибунал отменил правительственный закон о суде. Мотивировка: закон нарушает Конституцию Польши и тормозит работу судей. Постановление Конституционного трибунала автоматически становится законом после опубликования в специальном издании – Правительственном вестнике. Однако консервативное правительство Беаты Шидло отказывается печатать вердикт суда. Оно, в свою очередь, обвиняет Конституционный суд в узурпации судебной власти, попытке стать над законом и в использовании соцсетей для укрепления своей популярности у населения.

С декабря прошлого года оппозиция в ответ на реформу суда проводит по субботам демонстрации протеста. Акции протеста, прошедшие в минувшую субботу, были особенно многолюдными. Огромная толпа собралась в столице на площади перед Конституционным трибуналом и прошла с антиправительственными лозунгами к президентскому дворцу. По данным оппозиции, в демонстрации участвовали порядка 50 тыс. человек. Полиция называет другую цифру – не больше 15 тысяч.

Конфликт с Конституционным трибуналом привел к конфликту Варшавы с Брюсселем. Судей и оппозицию полностью поддерживает и Еврокомиссия, которая требует от польского правительства защиты, а не нарушения демократических свобод и принципов. Конституционный трибунал поддержала так называемая Венецианская комиссия. Совещательный орган при ЕС, состоящий из специалистов по конституционному праву, тоже призвал Варшаву опубликовать решение Конституционного трибунала и таким образом придать ему законность. В Венецианской комиссии, к слову, говорится об угрозе не только правлению закона в Польше, но и демократии и правам человека.

Представитель польского кабинета Рафаль Боченек обвинил Конституционный трибунал в антиконституционной деятельности и вновь подтвердил, что противоправное решение суда опубликовано не будет. Правительство Польши также отвергает утверждения, будто бы его решения угрожают демократии.

«С демократией в Польше все в порядке, – заявила на пресс-конференции глава премьерской канцелярии Беата Кемпа. – Мы не посылаем вооруженную огнестрельным оружием полицию против народа. В Польше всем разрешается выражать политические взгляды».

Лидер правящей партии Ярослав Качиньский неоднократно возмущался попытками «зарубежных организаций» унизить «достоинство» поляков. «Пусть никто не рассчитывает на то, что мы уступим, – заявил он на прошлой неделе на одном из митингов своих сторонников в Варшаве. – Мы изменим Польшу».

Оппозиция обвиняет сейчас правящую партию в попытках отнять у народа демократические свободы, завоеванные им в конце восьмидесятых годов прошлого века. К этим же попыткам многие поляки относят появившиеся в последнее время новые обвинения основателя профсоюза «Солидарность» и экс-президента Леха Валенсы в сотрудничестве со службой безопасности социалистической Польши. Валенса вновь отверг обвинения в свой адрес и заявил, что речь идет лишь об искусной подделке.

"