Posted 14 марта 2013,, 20:00

Published 14 марта 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:01

Updated 8 марта, 05:01

«Я хочу хорошего папу»

«Я хочу хорошего папу»

14 марта 2013, 20:00
Новым папой римским стал аргентинец Хорхе Марио Бергольо, который взял себе имя Франциск. Вечером в среду из трубы Сикстинской капеллы, в которой собрался конклав из 115 кардиналов Римско-католической церкви, показался белый дым. Среди сотен тысяч человек, которые ждали этого события в Ватикане, был и корреспондент «НИ

Плохая погода в Риме не остановила тысячи людей, которые решили стать свидетелями исторического события в Ватикане. Между тем в то, что именно вечером в среду мир узнает имя нового папы, собравшиеся здесь верили слабо. «Специально тянуть время никто точно не будет. Однако выборы папы – сам по себе неторопливый процесс», – пояснял священник Паоло свой пессимизм относительно того, что все решится на второй день конклава. Сомневаться в словах собеседника не приходилось: накануне вечером корреспонденту «НИ» все же посчастливилось наблюдать за трансляцией монотонного и неспешного процесса открытия конклава, а позже в течение нескольких часов мерзнуть под беспрерывным дождем в ожидании дыма из знаменитой трубы. Черный – мимо, белый – новый папа избран...

Добродушный толстяк Паоло приехал в Ватикан из предместья Рима. Он рассказывает мне, что в данный момент проходит за закрытыми дверями Сикстинской капеллы: кардиналы голосуют на специальной карточке размером 12 на 14 см. Сверху на латыни написана фраза «Выбираю … на место высшего понтифика». В месте пропуска нужно вписать имя кардинала. Каждый из 115 кардиналов в ходе голосования медленно подходит к алтарю, держа в руках карточку с голосом. Ее кладут в урну, произнося слова: «Клянусь перед лицом господа нашего Иисуса Христа, что отдаю свой голос за того, кто должен быть избран Божьей волей». Пока я разговариваю с Паоло, на огромных экранах – та самая пресловутая труба, из которой под разочарованный стон толпы уже два раза шел черный дым.

Саму трубу – небольшую по размерам и затерявшуюся среди телевизионных антенн, неважно видно и днем, а уж вечером и подавно. Поэтому именно к телекартинке с ее изображением прикованы взгляды тысяч глаз тех, кто собрался на площади перед собором Святого Петра. На пару минут на трубу садится чайка, и томящиеся в ожидании паломники, журналисты и туристы начинают фотографироваться на ее фоне, шутить и смеяться. Особенно веселится молодежь. К подросткам, приехавшим из Милана, подходят старшие, чтобы сделать замечание: слишком уж громко они выражают свои эмоции. В ожидании результатов голосования многие обсуждают, когда же произойдет долгожданное событие и кто станет новым главой католической церкви.

Рядом с нами – жительница Рима 50-летняя Россана Кошани. «Я здесь, чтобы быть ближе к церкви, и жду нового папу», – говорит она «НИ». На вопрос о том, как она восприняла неожиданную для большинства верующих отставку папы Бенедикта XVI, отвечает, что была весьма опечалена и даже обижена, однако добавляет, что уж если папа сделал такой выбор, то это его право. Национальность и возраст нового понтифика для нее не важны. «Я хочу хорошего папу, – говорит она, – Он должен знать, как руководить в эти непростые для церкви часы. Это должно быть приоритетом. Церковь знает, кого выбрать».

Еще одна группа неподалеку – веселые девчонки. Это студентки из Субьяко – городка, известного как место рождения монашеского ордена бенедиктинцев. Они говорят хором, перебивая друг друга, что болеют за «хорошего, молодого по возрасту нового понтифика». Отставку предыдущего папы называют ошибкой, хотя и склонны простить его, если у него проблемы со здоровьем. На вопрос, увидим ли мы с ними в среду вечером нового главу католической церкви, девушки отвечают дружным: «Нет! Но до Пасхи обязательно! А может быть, и завтра!».

Сотни тысяч паломников с волнением ждали когда объявят об избрании понтифика.
Фото: EPA

И вдруг... Сумасшедшие крики возвещают о том, что из трубы пошел белый дым. Новый папа выбран!

Зазвонил колокол на соборе. Люди вокруг – разного возраста и разных национальностей – ликуют и прыгают, звонят по мобильным телефонам и размахивают флагами и шарфами, плачут и смеются. Некоторые упоенно молятся. Через какое-то время все взоры вновь обращаются в сторону собора Святого Петра и виднеющейся за ним крыши Сикстинской капеллы. Где-то там нового понтифика уже провожают в «комнату плача». В ней он размышляет над своим нелегким служением, переодеваясь в белую сутану с белой шапочкой. Перед конклавом было пошито три облачения разных размеров, чтобы угодить избраннику любого роста и комплекции.

Ну а пока вся площадь в эйфории скандирует «Viva il papa!», музыканты, швейцарская гвардия и полицейские выстраиваются перед собором. Наконец, в верхних комнатах собора зажигается свет. Толпа снова захлебывается в радостном крике. Шторы распахиваются, и на балкон выходит кардинал с двумя помощниками. Он торжественно объявляет: «Habemus papam!», что означает «у нас есть папа». Проходит еще некоторое время, и вот на балкон к людям выходит новый понтифик – 76-летний аргентинец Хорхе Марио Бергольо, который взял себе имя Франциск.

Все ждут его благословения. «Но перед этим благословите меня, – просит он. – В тишине попросите Бога благословить меня». Далее Франциск I предлагает помолиться за своего предшественника – почетного епископа Бенедикта XVI. Новый папа шутит и улыбается. После того как шторы сомкнулись за его спиной, площадь постепенно начинает пустеть, полиция пытается упорядочить выход людей, перелезающих через заграждения. Машины сигналят, приветствуя паломников. Людям весело, они счастливы. Но счастлив ли новый папа?

Католическая церковь переживает не лучшие времена. Ватикан сотрясают скандалы один громче другого: церковных иерархов подозревают в самых разных грехах – от потворства коррупции до педофилии. Поэтому пророческим выглядел показанный накануне итальянским телевидением художественный фильм «У нас есть папа», где кардиналы, в ходе конклава пишущие имя претендента на папское кресло, на разных языках мира «вслух» думают лишь об одном: «Только бы не я! Только бы не меня!»…

Неудивительно, что голосование было быстрым. Скоростью его проведения оно должно продемонстрировать прихожанам единство кардиналов и их общее видение будущего церкви. Сбылся прогноз о том, что они изберут так называемого «компромиссного папу»: не из США, не из Европы и не из Италии. Интересно, что никто из ватиканских экспертов имя Бергольо в интервью «НИ» не озвучивал, хотя большинство из них склонялись к тому, что новый понтифик будет или из Латинской Америки, или из Африки. Теперь же эксперты ожидают от Франциска «умелого объединения воды и огня», то есть удовлетворения желания части кардиналов, мечтающих о революционных реформах, и другой части кардиналов, мечтающих сохранить консервативность и статус-кво.

Справка

Архиепископу Буэнос-Айреса, кардиналу Хорхе Марио Бергольо, избранному 266-м папой, идет 77-й год. Он родился 17 декабря 1936 года в Буэнос-Айресе в семье эмигрантов из Италии. Его отец был железнодорожником. Перед тем как в 1969 году стать священником, Хорхе получил диплом инженера-химика. Вообще же новый папа – высокообразованный человек: он изучал в разных учебных заведениях философию, литературу и психологию. Кроме испанского Бергольо свободно владеет итальянским и немецким языками.
Еще до принятия священнического сана в марте 1958 года будущий понтифик вступил в орден иезуитов. Аргентинское отделение этого знаменитого монашеского ордена Бергольо возглавлял в течение 6 лет. Доктрина иезуитов, в основе которой лежит строгая дисциплина, нестяжательство, повиновение старшим в церковной иерархии, наложила огромный отпечаток на жизнь нового папы. Нынешний глава католической церкви всегда отличался удивительной скромностью в быту: в Буэнос-Айресе он живет в маленькой квартире, а не в пышной архиепископской резиденции. По городу он предпочитал передвигаться на обычном рейсовом автобусе. Новый папа попросил аргентинцев не приезжать в Рим, чтобы отпраздновать его избрание, а сэкономленные деньги предложил отдать бедным.
В 1998 году Бергольо стал архиепископом Буэнос-Айреса. В феврале 2001 года Иоанн Павел II произвел его в кардиналы. В последующие годы он входил в разные конгрегации и комиссии Ватикана. На конклаве 2005 года кардинал Бергольо боролся с кардиналом Ратцингером за папское кресло. В прессе появлялись предположения, что одним из аргументов против его кандидатуры было состояние его здоровья. Он уже более полувека живет с одним легким. Второе удалили после серьезной инфекции, перенесенной в молодости.

"