Posted 14 февраля 2006,, 21:00

Published 14 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

По брюссельскому рецепту

По брюссельскому рецепту

14 февраля 2006, 21:00
В Брюсселе решили сделать Балтийское море «пилотным проектом ЕС в области экологии и безопасности судоходства». Об этом заявили министры экологии стран ЕС. План действий будет разработан к следующему году. Однако уже сегодня известно, что плавсредствам, не отвечающим новым европейским требованиям, будет запрещено захо

ЕС не скрывает, что основной причиной «балтийской лихорадки» стало открытие в 2001 году нефтяного терминала в российском порту Приморск, находящемся в Финском заливе. В первый год работы из Приморска отгружалось 0,3 миллиона тонн нефти, а в прошлом году эта цифра возросла до 57 миллионов тонн. Прибрежные государства, главным образом Финляндия, обращали внимание ЕС на то, что танкеры, заходящие в Финский залив зимой, не обладают достаточной ледовой защитой, и потому экологическая катастрофа может случиться в любой момент. «Русскую нефть перевозят по Балтике танкеры, находящиеся в плохом состоянии. У многих из них низкий ледовый класс. Это серьезная проблема», – признался комиссар ЕС Жак Баррот, представляя на днях в Брюсселе новую программу защиты Балтики.

В 2004 году приморским государствам не удалось добиться от ООН признания Балтийского моря районом с особой уязвимостью, что автоматически накладывало повышенные обязательства на судовладельцев: проект заблокировала Россия, справедливо опасавшаяся, что новый статус создаст проблемы с перевозкой нефти из портов в Финском заливе. Тогда Брюссель решил защитить море собственным законодательством, введение которого в действие напрямую отразится на российских экономических интересах. Как отмечают скандинавские обозреватели, Москва поняла, что дальнейшая конфронтация с ЕС контрпродуктивна, и готовится встретить новые времена с обновленным танкерным флотом.

Первый шаг в этом направлении был сделан в конце января, когда в Гетеборге состоялась презентация 250-метрового танкера, спроектированного специально для захода в Финский залив. «Стена Арктик» обладает повышенным ледовым классом и способен преодолевать метровый лед на скорости пять узлов. Судно станет флагманом танкерного флота из пятнадцати судов, которые будут обслуживать Приморск.

Новый флот обеспечит не только безопасность транспортировки нефти из Финского залива, но и бесперебойность ее доставки покупателям.

В Скандинавии отмечают, что последний раз спецсуда для Балтики строили триста лет назад. Это были голландские «флейты», занимавшиеся перевозкой зерна. Дания, контролировавшая проливы, ведущие из Атлантики в Балтику, взимала пошлину с судовладельцев, исходя из площади палубы парусника. Тогда экономные голландцы придумали способ снизить поборы датчан, начав спускать на воду суда с узкой палубой и необыкновенно раздутой подводной частью. Несколько лет назад Копенгаген вновь вспомнил о своем стратегическом положении, угрожая не пускать в Балтику через проливы опасные с экологической точки зрения танкеры. Ответом на это стали шведско-российские «флейты» XXI века, отвечающие всем требованиям безопасности.




Россия и ЕС движутся к общему экономическому пространству

"