Posted 13 декабря 2009,, 21:00

Published 13 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:13

Updated 8 марта, 07:13

Другой Ирак

13 декабря 2009, 21:00
Корреспонденту «НИ» удалось побывать в Федеральном Курдистанском районе (ФКР) – так официально называется курдская автономия в Ираке. Как выяснилось, местные власти сегодня крайне заинтересованы в развитии отношений с развитыми индустриальными странами, включая Россию. Этот регион переживает сейчас строительный бум, чт

Чтобы привлечь капиталовложения из-за рубежа, правительство ФКР провело закон, предоставляющий иностранным инвесторам десятилетние «налоговые каникулы». Неудивительно, что сегодня благодаря такому фискальному режиму в Иракском Курдистане работают около 4 тыс. тысяч иракских и иностранных компаний. Кроме того, сюда все чаще возвращаются на постоянное или временное жительство состоятельные арабы, туркмены, евреи, когда-то покинувшие эти места. В торговых центрах можно купить все что душе угодно. Причем цены практически не отличаются от европейских. Не случайно сегодня этот регион считается самым благополучным в постоянно воюющем Ираке.

Что интересно, собственную службу безопасности – «Асаиш» – курдам помогли создать израильтяне. Мой сопровождающий Джабар сообщил, что сотрудникам «Асаиш», среди прочего, предстоит заняться защитой потенциальных туристов. По понятным причинам курортные южные районы Иракского Курдистана пока не испытывают наплыва зарубежных гостей. Правда, в ФКР действуют четыре университета, где обучаются и иностранные студенты. Во время каникул они отдыхают и на местных курортах, но это, конечно, туристы весьма условные.

Разумеется, экономических проблем у иракских курдов непочатый край. За фасадами современных фешенебельных зданий нередко скрываются убогость и бедность. Обогащаются же, как и следовало ожидать, прежде всего те, кто имеет отношение к нефти. Сегодня геологическая разведка нефти идет здесь полным ходом. Правда, в отличие от былых времен специалисты из нашей страны здесь уже не столь частые гости. В районе Захо, на границе с Турцией, поиск и добычу нефти ведет норвежская компания, а в районе Сулеймании вместе с норвежцами работают канадцы и британцы. В ФКР разработан так называемый законопроект об углеводородах, который стал правовой основой для самостоятельных разработок полезных ископаемых. Правительство автономии намерено распространить новый закон и на курдский город Киркук, формально подчиняющийся напрямую Багдаду. Правда, курды понимают, что это может вызвать весьма негативную реакцию со стороны центральных властей.

В то же время региональное министерство транспорта ФКР вместе с транспортниками из Багдада занялось грандиозным проектом железнодорожного соединения Персидского залива со Средиземным морем через Курдистан. Строящееся полотно должно связать центральные и южные районы Ирака с Сирией. Глава транспортного ведомства ФКР Сайед Софи и его коллега, возглавляющий федеральное министерство, в один голос заявили «НИ», что новая железнодорожная линия облегчит транспортировку товаров из Южной Европы и стран Черноморского бассейна в государства Персидского залива и Восточную Азию. Поможет это и внутренним грузоперевозкам. Ведь Иракский Курдистан остается главной житницей страны. Здесь выращивается 70% всей иракской пшеницы, 40% ячменя, 98% табака, 30% хлопка, 50% фруктов. Кроме того, благодаря строительному буму процветают два крупных цементных завода в Сулеймании, а в городе Харири строится уже и третье предприятие этого профиля.

"