Posted 13 ноября 2012,, 20:00

Published 13 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:21

Updated 8 марта, 05:21

Не в деньгах счастье

Не в деньгах счастье

13 ноября 2012, 20:00
В Брюсселе закончилась встреча так называемой еврогруппы – министров финансов стран – членов зоны евро. Ее председатель Жан-Клод Юнкер огорошил греков, сообщив, что решение о выделении Афинам многомиллиардного транша будет принято не немедленно, как того требовала Эллада, а не раньше 20 ноября, когда министры финансов

Греки считают, что их в очередной раз «кинули». Они выполнили все условия тройки своих кредиторов – Евросоюза, Евроцентробанка и Международного валютного фонда. Ценой огромных усилий был принят откорректированный бюджет и очередная программа мер жесткой экономии. Однако обещанного кредита в сумме 31,5 млрд. евро греки так и не получили. По словам Юнкера, тройке нужна неделя, чтобы разобраться с некоторыми техническими вопросами. В действительности же 20 ноября, когда министры финансов соберутся вновь, вопрос о транше, скорее всего, будет отложен до декабря: это ранее дал понять тот же Юнкер. К этому времени инспекторы тройки подготовят отчет о том, как Афины выполняют условия февральского соглашения о второй программе помощи на сумму 130 млрд. евро.

Сейчас премьера Самараса и министра финансов Янниса Стурнараса ждут дома неприятные вопросы: а где же обещанные деньги? Наверняка они будут выделены, но весь вопрос – когда это произойдет?

Между тем нелегко и кредиторам. В Брюсселе журналисты стали свидетелями уникального явления – открытой ссоры между представителями еврогруппы и МВФ. Юнкер и глава Международного валютного фонда Кристин Лагард вступили в перепалку по вопросу о том, должны ли Афины свести уровень долга до 120% от ВВП к 2020 году, как оговаривалось ранее. Именно эта цифра считается предельно допустимым размером долга. Руководитель еврогруппы заявил на пресс-конференции после окончания встречи министров, что эта дата должна быть сдвинута на два года. Директор МВФ возразила: по ее мнению, греки вполне могут успеть и к ранее оговоренной дате – 2020 году.

На слова г-на Юнкера о том, что он не шутит, г-жа Лагард только закатила глаза и демонстративно покачала головой. «Очевидно, что наши взгляды по этому вопросу расходятся», – не скрывая своего раздражения, сказала она. Едва ли г-жа Лагард откажется подписывать решение о выделении Афинам транша исключительно из-за расхождений взглядов с Юнкером, но эта публичная перепалка показывает, насколько сложная ситуация в очередной раз сложилась вокруг Греции. В МВФ опасаются, что Афигны никогда не смогут рассчитаться с кредиторами. Все-таки, согласно последним прогнозам, долг страны продолжает расти и к концу 2014 года превысит 190% от ВВП. Поэтому МВФ предлагает правительствам членов еврозоны списать часть греческих долгов. ЕЦБ и его основной донор Германия выступают категорически против. Там не хотят нести новые финансовые потери из-за южан.

Впрочем, на этой неделе для Греции есть и хорошие новости. Несмотря на задержку с выделением денег, дефолта в этот четверг, когда жителям Эллады предстоит выплатить примерно 5 млрд. евро держателям греческих облигаций, не будет. Эти деньги нашлись. Греческие власти сумели вчера продать на 4,06 млрд. евро одно- и трехмесячных облигаций. Однако дефолт может произойти в декабре, когда придет время очередного платежа.

В ожидании этой даты в Афинах обвиняют кредиторов в неискренности. Способность Греции самостоятельно находить заемные средства сильно поколебало недавнее решение ЕЦБ. Главный европейский банк отказался увеличить объем греческих облигаций в качестве залога, который предлагают банки этой страны, желая взять в ЕЦБ кредиты под низкие проценты. Тем самым Центробанк лишает греческих банкиров всякого стимула и впредь покупать облигации у правительства. Инвесторов и греческих банкиров поспешил успокоить еврокомиссар по экономике Олли Рен. Он заявил, что даже если ЕЦБ не увеличил количество облигаций в качестве залога, он все же не отказался вообще их принимать. Г-н Рен считает, что трехлетние усилия по спасению Греции не пропали даром. В доказательство своих слов он привел размер дефицита бюджета Греции, который за эти три года снизился на 10%.

"