Posted 13 ноября 2006,, 21:00

Published 13 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:48

Updated 8 марта, 08:48

Политическая дозаправка Буша

Политическая дозаправка Буша

13 ноября 2006, 21:00
Президент США Джордж Буш завтра сделает пятичасовую остановку в Москве на пути в Ханой – на саммит Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Речь не об импровизации – пресс-служба Белого дома анонсировала блицвизит еще до выборов в конгресс. Разумеется, президенты Буш и Путин поговорят в Москве о проигрыше республиканцев

Официальная причина остановки Буша в Москве – «дозаправка самолета». Однако лайнер «Эйр форс уан» вполне способен совершить беспосадочный перелет из Вашингтона в Ханой. «Дозаправки» такого рода, как правило, совершаются ради обсуждения неотложных вопросов. У президента США сейчас есть только один такой вопрос. Нет, речь не о буксующем вступлении России в ВТО – этот вопрос Владимир Путин с Джорджем Бушем намерены положительно (и окончательно) решить чуть позже, на встрече в рамках «профильного» саммита в Ханое. И это даже не Иран – хотя Буш, конечно, поинтересуется у «друга Владимира», насколько серьезны намерения Москвы применить право вето при голосовании в СБ ООН резолюции по Ирану. Внеочередной вопрос – Ирак.

Сейчас главное сходство между президентами США и России лежит в сугубо предвыборной плоскости. Оба, говоря на американском политическом жаргоне, «хромые утки». Однако Владимир Путин вышел на финишную прямую второго президентского срока с внушительным рейтингом. Он фактически сбросил с Кремля «чеченский балласт», создав в мятежной республике хотя бы видимость стабильности. У Буша рейтинг, в первую очередь из-за Ирака, хуже некуда. За несколько недель до выборов в конгресс президент США решил: американская стратегия и тактика в Ираке претерпят кардинальные изменения независимо от итогов голосования. Если победят республиканцы, новая иракская доктрина прибавит им очков перед президентской гонкой-2008. Победят демократы – у Буша будет плацдарм для замирения с неподконтрольным конгрессом. Сейчас в окружении Буша не осталось почти никого из идеологов иракской войны – ни Ричарда Перла, ни Пола Вулфовица, ни Дональда Рамсфелда… Один Дик Чейни, которого демократы уже держат на мушке парламентских расследований. Место сторонников «войны до победного конца» рядом с Бушем занял прагматик Джеймс Бейкер, экс-госсекретарь США, главный разработчик альтернативной политики в Ираке. Именно Бейкер подсказал президенту кандидатуру Роберта Гейтса вместо отставленного Рамсфелда (судя по тому, как скоро и споро это было сделано, «рокировочка» планировалась Бушем и Бейкером загодя).

Накануне вылета во Вьетнам с остановкой в Москве Буш встретился в Вашингтоне с членами возглавляемой Бейкером Комиссии по изучению обстановки в Ираке и внимательно выслушал их рекомендации. К чему такая срочность? Ведь доклад комиссии через месяц и так будет готов. Ответ прост: Буш хочет посвятить в новые американские планы Владимира Путина, то есть рассказать ему о том, как, куда и в какие сроки американцы собираются уходить из Ирака. При этом Буш уже знает, что дальнейшие американские действия касаются Москвы не в последнюю очередь.

Бейкер предлагал Бушу два варианта выхода из иракского капкана. Первый: полный военно-политический контроль над Багдадом плюс сепаратные договоренности с Ираном и Сирией по вопросу федерализации Ирака. Второй: передислокация войск с берегов Тигра и Евфрата, но в пределах региона – с целью сохранения контроля над стратегической ситуацией, в том числе в самом Ираке, путем точечных операций. Согласно утечкам, Буш склоняется к реализации в течение первых месяцев 2007 года второго сценария. Но куда передислоцировать 250-тысячный контингент? Путь – только на север, к границам СНГ, ибо афганский театр военных действий уже и так перегружен. Как отнесется к этому Москва – вот вопрос для президента Буша.

Передислокация войск из Ирака возможна прежде всего на Южный Кавказ и в Центральную Азию. В Азербайджане к приему американских войск фактически готовы три базы – Кюрдамир, Насосная и Сальян. В Грузии американцы вполне могут воспользоваться инфраструктурой прежних баз ВС РФ, посулив Тбилиси содействие в скорейшем приеме в НАТО. В Киргизии у США есть собственная база – прямо в бишкекском аэропорту «Манас». Однако самое заветное желание американцев – вернуться в Узбекистан. Тем более они уже наслышаны о недовольстве узбекского президента Каримова кремлевской политикой «большой энергетической дубинки» и его заигрываниями с Евросоюзом.

Однако и от первого варианта выхода из иракского тупика Буш окончательно не отказался. Но как, на каком языке разговаривать с Тегераном и Дамаском – заклятыми врагами Америки, находящимися в тесных отношениях с Россией? «Друг Владимир» наверняка подскажет ответ.

Так или иначе Соединенные Штаты постепенно начинают разыгрывать новую иракскую партию. Джордж Буш хочет достойно завершить свое президентство: мол, я начал эту войну – я ее и прекращу. Согласится ли принять участие в новой американской игре Москва, покажет ближайшее будущее.

"