Posted 13 октября 2003,, 20:00

Published 13 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Язык мой – враг мой

13 октября 2003, 20:00
МИД Молдавии пожаловался в Совет Европы на соседнюю Румынию, которая «создает проблемы, представляющие опасность для существования молдавского государства». Такой категоричной нотой Кишинев разразился после того, как румынский премьер Адриан Нэстасе заявил недавно на сессии ПАСЕ, что базовый межгосударственный договор

Разразившийся политический скандал перешел в лингвистическую плоскость: молдаване и румыны никак не могут поделить язык, на котором разговаривают. 12 лет Молдавия существует как независимое государство, и все это время молдаване спорят о том, на каком же языке они говорят. В конституции государственный язык обозначен так: молдавский, но он идентичен румынскому. Все в стране понимают, что это одно и то же, но продолжают настаивать каждый на своем. Молдавскую «версию» языка отстаивают те, кто называет себя молдаванами, противоположную – сторонники объединения с Румынией. К последним относятся интеллигенция, студенты и праворадикальные движения, в том числе и представленная в парламенте Христианско-демократическая народная партия (ХДНП). Все они находятся в оппозиции правящей коммунистической партии.

Официальный Кишинев не раз упрекал Бухарест в прямой поддержке молдавских национал-радикалов, скандирующих на площадях: «Мы – румыны». Пресловутый базовый политический договор между двумя странами тормозится именно по этой причине. Румынское руководство настаивает на том, чтобы в Кишиневе признали: молдавского языка, как, впрочем, и одноименной нации, не существует. Есть румынский язык и разделенный на две страны румынский народ.

Споры об этом идут давно, но минувшим летом они достигли апогея, после того как в молдавской столице был издан словарь молдавско-румынского языка (это примерно то же, что русско-петербургский). Он был отпечатан тиражом в 25 тысяч экземпляров и раскуплен мгновенно. Кишиневская пресса назвала событие нонсенсом. Премьер-министр Румынии, незадолго до того утверждавший, что только тогда поверит в существование молдавского языка, когда увидит молдавско-румынский словарь, получив таковой, оказался в шоке. И, как показывают события, так из него и не вышел.

Впрочем, температура зашкалила не только на румынском политическом градуснике, но и на молдавском. Когда Румыния предложила содействие в том, чтобы молдавские граждане наравне с румынскими могли без виз въезжать в Шенгенскую зону (у Румынии, как кандидата в члены ЕС, такая возможность есть), президент Молдавии Владимир Воронин парировал: обойдемся без посредников. И заметил, что у Кишинева на ЕС такие же права, как у соседей. Мирить молдаван с румынами (или румын с румынами) теперь придется Совету Европы.

Вчера МИД Румынии сделал встречное заявление. Бухарест «поражен вынесением на обсуждение Совета Европы вопросов, которые Молдавия не поднимала в двустороннем порядке», и считает обвинения в свой адрес по поводу вмешательства во внутренние дела страны-соседки «полностью беспочвенными».



"