Posted 13 июля 2015,, 21:00

Published 13 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:33

Updated 8 марта, 03:33

Окончательный дедлайн

Окончательный дедлайн

13 июля 2015, 21:00
Сегодня, как ожидается, в столице Австрии Вене будет объявлено о заключении соглашения по иранской ядерной программе между Ираном и «шестеркой» международных посредников – пяти членов Совета безопасности ООН (России, Китая, Великобритании, Франции и США) и Германии. Таким образом, с Ирана будут сняты санкции, а нефть и

Трудные переговоры в венском отеле «Кобург» продолжались несколько дней. Четыре раза объявленный срок заключения соглашения срывался. Однако в этот раз, как заверили журналистов многочисленные источники в среде участников переговоров, 14 июля станет той датой, когда соглашение все-таки подпишут. И в Тегеране, и в Вашингтоне уже не раз заявляли, что стороны так долго – в общей сложности 12 лет – шли к этому моменту, что один-два дня ничего не решат. В то время как министры иностранных дел стран-участников переговоров после беседы в «Кобурге» разъезжаются по домам, госсекретарь США Джон Керри уже больше двух недель не покидает Вену. Это самое продолжительное пребывание главы американского внешнеполитического ведомства за границей в одном месте после Второй мировой войны. Правда, официальное объяснение «венского заточения» госсекретаря – восстановление после перелома ноги, которое затрудняет ему свободное перемещение, но ни для кого не секрет, какое огромное внимание придают этому соглашению в Вашингтоне. В Белом доме считают, что договор по ядерной программе Ирана станет главным достижением не только Джона Керри на посту главы внешнеполитического ведомства США, но и Барака Обамы за восемь лет руководства Америкой.

Суть соглашения в целом заключается в том, что Иран соглашается на ограничения своей ядерной программы в обмен на значительное облегчение санкционного гнета. Тегеран также соглашается на более серьезные и глубокие проверки своих ядерных объектов. Подписание соглашения еще не означает его автоматическое вступление в силу. Сначала все стороны должны его утвердить. Труднее всего придется Джону Керри и Бараку Обаме. Шансы, что Конгресс, находящийся под контролем республиканцев, проголосует против соглашения, есть. Для преодоления вето президента Обамы республиканцам необходимо перетянуть на свою сторону 12 законодателей-демократов. Задача сложная, но вполне выполнимая. Для преодоления президентского вето, которое Обама наложит в том случае, если республиканцы откажутся голосовать за соглашение, по закону дается 22 дня. Для того чтобы отменить вето Барака Обамы, противникам соглашения необходимо набрать в Сенате как минимум 67 голосов.

Что касается меджлиса (парламента Ирана), то в нем никаких временных ограничений для принятия или отклонения соглашения нет. После принятия парламентами и лидерами всех участников переговоров документ поступит в ООН и будет включен в резолюцию Совбеза ООН, которая должна отменить санкции против Ирана. Только после этого иранские инженеры-ядерщики начнут выключать центрифуги, удалять топливо из работающего на тяжелой воде реактора и сокращать запасы низкообогащенного урана. За этими процессами будут внимательно следить специалисты Международного агентства по атомной энергии, которым пообещал помогать Иран. Примерно в это же время президент Обама распорядится начать подготовку к снятию экономических и финансовых санкций. То же самое сделает ЕС. И наконец на последнем этапе, в самом конце года, с Ирана будут уже фактически сняты все экономические и финансовые санкции.

Главное же последствие заключения соглашения с иранцами для нашей страны – это возвращение на нефтяной рынок нового мощного игрока. Независимый аналитик Михаил Крутихин замечает, что, хотя процесс снятия санкций будет довольно продолжительным, на цене на нефть действия Ирана скажутся скоро. В частности, иранцы могут относительно быстро бросить на рынок стратегические запасы нефти, которые, по подсчетам корпорации BP, превышают 70 млн. баррелей, и начать программу ввода в эксплуатацию месторождений, которые были не востребованы из-за санкций. «Кроме того, для восстановления своих позиций на рынке Ирану придется продавать нефть с большими скидками, – заметил г-н Крутихин в беседе с «НИ». –?Отчасти, конечно, их «съест» рост расценок на танкерные перевозки. Но в целом то, что цена на нефть из-за возвращения Ирана упадет, представляется очевидным».

"