Posted 13 июля 2011,, 20:00

Published 13 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:07

Updated 8 марта, 06:07

Стабфонд не выдержит троих?

13 июля 2011, 20:00
Судя по тому, как развиваются экономические события в Европе, размер стабилизационного фонда ЕС придется увеличить как минимум вдвое. За бурными и тревожными событиями на юге Европы Ирландия как-то отошла на второй план. О северной стране, которая еще совсем недавно гордо называла себя «кельтским экономическим тигром»,

С каждым днем увеличивается вероятность того, что ирландцам, уже получившим в прошлом году финансовую помощь от ЕС и МВФ, придется по примеру Греции второй раз идти с протянутой рукой. Понижение долгового рейтинга Ирландии свидетельствует о стремительном разрастании кризиса в Европе. Конечно, выделить грекам и ирландцам несколько дополнительных десятков миллиардов евро ЕС вполне по силам. Ведь в стабилизационном фонде (EFSF), из которого берутся деньги на кредиты оказавшимся на грани дефолта европейским странам, 750 млрд. евро. Однако этих денег, несмотря на количество нолей, все же может оказаться недостаточно. Самой большой угрозой для единой европейской валюты и в целом для объединенной Европы большинство экономистов считают не кризисы в Греции, Ирландии и Португалии. Экономики этих стран настолько малы, что не могут оказать слишком большого влияния на положение в Европе.

Страшно то, что дефолты злосчастной «тройки» вызовут «эффект домино» – то есть кризисы распространятся на соседние страны, прежде всего на Италию и Испанию. Весной, перед тем, как точно выяснилось, что третьим государством, получившим экстренную помощь от ЕС и МВФ, стала Португалия, многие аналитики полагали, что на ее месте должна быть Испания. Испанцам тогда удалось удержаться. Правительство Хосе Луиса Родригеса Сапатеро действовало энергично: были снижены зарплаты госслужащих, заморожены пенсии, поднят пенсионный возраст и резко сокращены государственные выплаты и субсидии. Все это, надеются в Мадриде, позволит сократить дефицит бюджета с 9,2% в 2010 году до 6% к концу этого года и стабилизировать ситуацию с государственным долгом. При этом в испанском кабинете готовы в случае необходимости пойти и на другие сокращения расходов. Однако действенность этих мер сейчас вызывает большие сомнения.

Если угроза дефолта Испании никуда не исчезла, то Италия к опасной черте, напротив, приблизилась. Правительство этой страны так же, как и испанцы, лихорадочно пытается сократить бюджетный дефицит. На днях оно предложило пакет мер экономии, который позволит сократить расходы на 47 млрд. евро. Впрочем, его еще необходимо принять итальянскому парламенту, и вовсе не факт, что это произойдет. Лодку сильно раскачивают и спекулянты, которые, почуяв возможность заработать, атакуют сейчас государственные облигации неблагополучных стран. В Брюсселе, конечно, должны просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед и готовиться к худшему сценарию. Между тем с сегодняшним стабилизационным фондом трудно будет спасти даже одну Испанию, не говоря об Италии, госдолг которой составляет по разным оценкам от 1,3 до 1,9 трлн. евро.

Неудивительно, что непосредственно перед решением Moody’s понизить кредитный рейтинг Ирландии, о котором были загодя уведомлены министры финансов стран ЕС, в Европе обсуждали увеличение стабфонда. После встречи глав минфинов зоны евро (так называемой Еврогруппы), в ночь с понедельника на вторник, ожидалось, что будет принято конкретное решение по этому вопросу. Однако президент Еврогруппы Жан-Клод Юнкер ограничился лишь расплывчатым комментарием о необходимости «повышения гибкости» EFSF. Всю среду от него ждали дополнительных разъяснений, но их так и не последовало. Между тем немецкая газета Die Welt вынесла на первую полосу цифру 1,5 трлн. евро. Именно на столько, то есть в два раза, предлагает увеличить размер стабфонда некий анонимный источник в европейском Центробанке. Медлительность с принятием жизненно важного для Европы решения объясняется просто: в условиях кризиса не каждое государство решится на дополнительные траты из бюджета, даже если понимает, что они необходимы.

"