Posted 13 июля 2009,, 20:00

Published 13 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:32

Updated 8 марта, 07:32

Большая труба

13 июля 2009, 20:00
Вчера с опозданием на 18 дней в Анкаре прошла торжественная церемония подписания межправительственного соглашения по проекту Nabucco между Турцией и четырьмя странами – членами ЕС: Болгарией, Румынией, Венгрией и Австрией. Первоначально этот документ предполагалось подписать 25 июня, и на каком-то этапе стало даже каза

В новом соглашении оговорены сроки и условия, при выполнении которых газ может быть экспортирован из прикаспийских стран и с Ближнего Востока в государства ЕС и Турцию. В церемонии приняли участие президенты Румынии и Грузии, премьер-министры Турции, Австрии, Болгарии, Венгрии и Ирака, глава МИД Турции, министры энергетики Азербайджана и Турции, глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, помощник госсекретаря США Мэтью Брайза, сенатор Ричард Лугар и множество других официальных лиц.

Сразу бросилось в глаза отсутствие представителей Узбекистана и Туркмении. А ведь эти страны наряду с Азербайджаном и Ираком, по замыслу авторов проекта Nabucco, должны были обеспечить заполнение газом «большой трубы». Что касается Ташкента, то его действия достаточно последовательны. Еще в мае на Пражском энергосаммите «Южный коридор – новый Шелковый путь» Узбекистан, Туркмения и Казахстан отказались подписаться под декларацией, обязывающей их взять на себя конкретные сроки строительства своей части инфраструктуры по проекту. А вот отсутствие в Анкаре туркменской делегации выглядит как минимум странным. Как уже писали «НИ», на днях президент Бердымухамедов на расширенном заседании правительства заявил о готовности Ашхабада принять участие в Nabucco. Затем неожиданно для всех появилось сообщение о туркмено-иранском соглашении по ежегодным поставкам в Исламскую Республику дополнительных 68 млрд. кубометров газа – вдобавок к ранее экспортировавшимся туда 5 млрд.

Удивило и отсутствие в Анкаре первых лиц Азербайджана и Ирака. Ведь если верить озвученным на днях словам исполнительного директора Nabucco Рейнхарда Митчека, что на первоначальном этапе «труба» будет заполнена именно азербайджанским и иракским газом, то Баку и Багдад должны были бы проявить больший энтузиазм. Тем не менее сам г-н Митчек излучал оптимизм и заявил даже о возможности подключения Тегерана и Москвы к проекту строительства трубы, которая будет проложена в обход России. Еще большего оптимизма полон премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который назвал Nabucco «проектом века». В понедельник он также сказал, что на более поздней стадии к проекту могут подключиться Россия и Иран. Его неожиданно активно поддержал министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев, заявивший наконец, что Баку будет основным участником этого проекта.

На этом неожиданности не кончаются. Накануне встречи в Анкаре торгпред Ирана в Турции Ахмед Нури объявил, что его страна тоже хочет (несмотря на активное противодействие США) участвовать в Nabucco и готова ежегодно заполнять новую трубу 10 млрд. кубометрами газа. Правда, вчера г-на Нури резко одернул пресс-секретарь Мэтью Брайза, помощника главы госдепа, заявивший, что для этого Ирану для начала нужно стать «нормальным государством и перестать разрабатывать ядерное оружие». Американец подчеркнул, что «в будущем» Запад рассчитывает на российский газ.

Но, учитывая, что Ирак собирается давать до половины объема «голубого топлива» для Nabucco (речь идет не о природном, а о попутном газе, количество которого поддается лишь примерной оценке), а Азербайджан в ближайшие годы вряд ли сможет поставить больше 8–10 млрд. кубов, заполнение «большой трубы» пока остается проблематичным. Ряд аналитиков считают, что приглашение присоединиться к участию в Nabucco может заинтересовать «Газпром», который получит тем самым возможность хоть какого-то контроля за обходящей Россию веткой.

"