Posted 13 июля 2005,, 20:00

Published 13 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Посол Палестины в РФ Хайри АЛЬ-ОРИДИ:

Посол Палестины в РФ Хайри АЛЬ-ОРИДИ:

13 июля 2005, 20:00
Во вторник у торгового центра в Нетании (Израиль) взорвался террорист-смертник. Погибли трое, ранены около 90 израильтян. Палестино-израильский конфликт остается одной из самых неразрешимых задач для международного сообщества. Ситуация осложняется тем, что в Израиле нарастает движение противников ликвидации поселений

– Господин посол, как вы относитесь к «оранжевому» движению поселенцев, направленному чуть ли не на свержение премьер-министра Израиля Ариэля Шарона?

– Все это выгодно самому Шарону. Он – архитектор идеи строительства поселений на оккупированных территориях. Теперь и в переговорах с Западом, и с нами у него появился козырь – «вместо меня могут прийти бескомпромиссные адепты идеи вечной оккупации». Тем более то, что среди так называемых «оранжевых» много выходцев из бывшего СССР, играет на руку его планам внести как можно больше всякого сумбура в наши отношения с Россией.

– Как бы вы охарактеризовали нынешний этап переговоров с Израилем?

– Мы не видим, к сожалению, никакого прогресса. Все застопорилось. Недавняя встреча палестинского руководителя Махмуда Аббаса с израильским премьером Ариэлем Шароном оказалась безрезультатной. Израиль по-прежнему препятствует преобразованию наших служб безопасности в нормальные правоохранительные силы. Только 20% палестинских силовиков имеют оружие. Это нормально? Я уж не говорю о необходимости проведения учений сотрудников служб безопасности, что вообще сегодня нереально. Но как мы должны реагировать, например, на недавние израильские воздушные бомбардировки – они заявляют, что бомбят террористов, но гибнут-то мирные жители. При этом Шарон «отдает» нам сектор Газа, но хочет оставить за Израилем немалую часть Западного берега реки Иордан. Я думаю, что для палестинцев самое главное – не уходить от «Дорожной карты». Мы уважаем инициативы «четверки». Однако Америка слишком увлеклась экспортом демократии по всему миру и пытается экстраполировать этот опыт на нас. Но в нашем случае, когда Палестина остается оккупированной страной, – это демократия без свободы, что само по себе невозможно.

– Но что делать с разделительной стеной?

– Если Шарон не откажется от своей навязчивой идеи построить ближневосточный вариант «Берлинской стены», нам останется только взывать к международному сообществу, к «четверке». Мы думаем, что их нынешняя пассивность в отношении Израиля – явление временное. Правда, США пока по-прежнему всемерно поддерживают Шарона, и это печальный факт.

– Пытаются ли палестинцы договориться с американской еврейской общиной?

– Конечно. Среди американских евреев есть как сторонники Шарона, так и оппоненты нынешнего руководства Израиля. Можно вспомнить героическую девушку Рашель Корри, погибшую в Газе под израильским бульдозером два года назад – она пыталась лично противостоять разрушению домов палестинцев. Недавно ее родители провели благотворительный тур по нескольким американским штатам, собирая средства на восстановление домов мирных жителей Палестины. Вообще в еврейской общине США немало здравомыслящих людей, с которыми мы ведем диалог.

– В России в последнее время ощутимо возросла активность расистских группировок. Иностранных граждан периодически избивают, даже убивают. Как бы вы это прокомментировали?

– Это весьма неприятная и обидная для нас информация, тем более что на арабов действительно нападают часто. Такое ощущение, что эти люди поставили целью дискредитировать Россию как государство, приверженное принципам интернационализма. Мы надеемся, что российским правоохранительным органам удастся одолеть это зло. В арабском мире считают, что Россия еще не раз сыграет позитивную роль в урегулировании самых разных международных кризисов. Расисты же играют роль провокаторов, стремящихся рассорить вашу страну со всем миром.

– Какова на сегодня культурная составляющая в палестино-российских отношениях?

– У нас есть соглашения о сотрудничестве в сфере культуры и образования. В этом году мы планируем открыть в Палестине Институт изучения русского языка, Центр русской культуры. Кроме того, огромную роль в укреплении наших контактов играет Русская православная церковь, у которой сложились самые добрые отношения с Палестинской национальной администрацией.

"