Posted 13 июня 2007,, 20:00

Published 13 июня 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:29

Updated 8 марта, 08:29

Национальное неединство

Национальное неединство

13 июня 2007, 20:00
Просуществовав всего два месяца, палестинское правительство национального единства «потонуло» в пучине гражданской войны. Группировка ФАТХ на этой неделе заявила о выходе из коалиционного правительства, созданного совместно с исламистским движением ХАМАС. Вместо политиков в Палестине заговорили «Калашниковы».

Пару месяцев назад при посредничестве Саудовской Аравии два заклятых конкурента – светское движение ФАТХ и одержавшая победу на выборах в январе 2006 года исламистская партия ХАМАС – договорились создать правительство национального единства. Оно должно было положить конец непрекращающимся междоусобицам, в которые автономия погрузилась с момента прихода исламистов к власти. Категорический отказ ХАМАС признать Израиль стал причиной экономической блокады Палестины со стороны США, Евросоюза и самого еврейского государства.

Когда в Палестине стали закрываться магазины, а полицейские, потрясая «Калашниковыми» взбунтовались и потребовали погашения многомесячных задолженностей по зарплате, две соперничающие партии решили, что пришло время покончить с затянувшимся двоевластием. То есть решить вопрос о том, кто будет контролировать финансовые потоки в Палестину, без которых это не имеющее собственных ресурсов полугосударственное образование существовать не может. Население Палестины затянуло пояса из-за блокады со стороны ЕС и США, выделявших ежегодно на Палестину свыше 500 млн. долларов. Правда, финансовая подпитка автономии не прекращалась благодаря помощи ряда мусульманских государств, в частности Ирана, Египта и Саудовской Аравии. За эти-то деньги спонсоров (около 200 млн. долларов) и контроль над денежными потоками и идет не прекращающаяся вот уже полтора года борьба между утратившей многолетнюю монополию ФАТХ и популистской партией ХАМАС. С момента победы исламистов на выборах до нынешней вспышки насилия междоусобица в Палестине унесла жизни уже более 600 человек.

Противостояние вышло на новый уровень после того, как 7 июня ХАМАС потребовал от ФАТХ и подконтрольных ему силовых структур оставить свои позиции в секторе Газа. Вслед за этим в городе Джебалии, на севере палестинского анклава, исламисты взяли штурмом штаб-квартиру полицейских структур, подконтрольных главе Палестинской национальной администрации, лидеру ФАТХ Махмуду Аббасу. Сотрудники охраны Аббаса не остались в долгу и ворвались в здание подконтрольной ХАМАС телестанции на Западном берегу реки Иордан. Они изъяли оборудование телекомпании и арестовали двух сотрудников. Противостояние нарушило даже негласное табу – не трогать лидеров друг друга. В ходе эскалации конфликта дом Махмуда Аббаса был обстрелян из миномета, а дом его главного конкурента хамасовского премьер-министра Исмаила Хании – из гранатомета. Насилие сопровождается невиданной даже по палестинским меркам жестокостью. Гвардейцу ФАТХ прострелили ноги и сбросили с крыши 15-этажного дома. Людей расстреливают на улицах, добивают раненых в больничных палатах. Только за первые два дня противостояния погибли более 30 человек.

Война фракций превратила в кошмар жизнь мирных палестинцев. Как сообщил «НИ» директор международной гуманитарной организации «Фонд Варнавы» Патрик Сухдео: «Жители оказались в очень тяжелом положении. Из-за непрекращающихся боевых действий люди боятся выходить на улицу, даже чтобы просто дойти до рынка и купить самое необходимое – еду, лекарства. Сектор Газа нуждается в экстренной гуманитарной помощи». Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун со своей стороны призвал ФАТХ и ХАМАС прекратить войну. По его словам, вооруженные столкновения препятствует доставке гуманитарной помощи, что еще больше усугубляет страдания жителей автономии.

ПРЕЗИДЕНТОМ ИЗРАИЛЯ ИЗБРАН МИРОТВОРЕЦ ПЕРЕС

Вчера кнессет (парламент) Израиля избрал нового президента страны, девятого с момента основания государства в 1948 году. Им стал один из политических «тяжеловесов», 83-летний экс-премьер и бывший глава МИД, лауреат Нобелевской премии мира Шимон Перес (партия «Авода»). Его конкуренты – Реулен Ривлин (партия «Ликуд») и Колет Авиталь (тоже «Авода»), набрав в первом туре соответственно 37 и 21 голос из 120, отказались от дальнейшей борьбы. Хотя премьер Израиля Эхуд Ольмерт ранее заявлял о «невмешательстве» в палестинские дела, многие местные наблюдатели полагают, что такой опытный переговорщик, как Перес, в 1990-е годы сумевший найти общий язык с Ясиром Арафатом, постарается помочь урегулированию ситуации в Палестинской автономии.



Муфид КОТЕЙШ, профессор Ливанского государственного университета, Бейрут:

– Невозможно понять палестинских политиков, затеявших братоубийственную бойню. Ведь как бы внешние силы ни пытались повлиять на это противостояние, ответственность лежит, прежде всего, на палестинских общественных деятелях, потерявших разум. Идет борьба за мифическую власть в несуществующем государстве. Генсек ООН призывает стороны конфликта к здравому смыслу, но международное сообщество здесь вряд ли в силах помочь. Кстати, если бы ООН, направляющая отряды «голубых касок» в самые разные регионы мира (включая Ливан), действительно хотела бы повлиять на ситуацию, она вполне могла бы это сделать. Но ничего не было предпринято ни для прекращения оккупации Израилем палестинских земель, ни для примирения среди самих палестинцев. А Саудовская Аравия? Cаудовский монарх помог созданию палестинского правительства национального единства, но предпочел не вмешиваться, когда оно стало разваливаться.



Владимир ИСАЕВ, заместитель директора Института востоковедения РАН:

– Я полагаю, что среди палестинцев должен возобладать инстинкт самосохранения. Другого выхода, кроме как договориться между собой, у них нет. Но удивляет, что они всегда надеются на некую внешнюю «третью силу». Если во времена «холодной войны» ООП пыталась играть на противоречиях между СССР и США, то теперь палестинские руководители жаждут заполучить в посредники (в своих внутренних спорах!) то Египет, то Саудовскую Аравию, то Россию, то Евросоюз. Но посредники могут лишь помочь наладить переговоры, не более того. Международное сообщество должно убедить палестинцев в простой истине: решить собственную судьбу могут лишь они сами, либо через переговоры, либо через гражданскую войну до «победного конца». Последний путь – просто гибельный.

Подготовил Алексей АНДРЕЕВ

"