Posted 13 мая 2012,, 20:00

Published 13 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:30

Updated 8 марта, 05:30

Старый Свет расписался в бессилии

13 мая 2012, 20:00
В Европарламенте прошли слушания о ситуации с захватами судов и экипажей в Аденском заливе. В них принимала участие большая делегация представителей ведущих судоходных компаний из разных стран мира, подготовивших целый список претензий в адрес ЕС. Главные из них – неэффективность международных военно-морских сил, патру

Самые свежие примеры абсурдности ситуации, сложившейся в борьбе с морскими разбойниками, представила делегация Дании. Эта страна обладает четвертым в мире тоннажем, судоперевозки являются ее главной экспортной отраслью. В начале мая датский фрегат Absalon, один из трех военных кораблей, патрулирующих сейчас в беспокойном районе, высадил на берег Сомали 12 морских разбойников, пойманных с поличным в начале апреля. Absalon взял на абордаж пиратское судно, освободив 12 пакистанцев и индийцев, находившихся там в ожидании выкупа. Пираты почти месяц катались на датском фрегате, пока министерство юстиции Дании рассылало запросы в разные страны мира, выясняя, готово ли какое-либо из государств судить пленников. К сожалению, ни одно из правительств не согласилось взвалить на себя такую ношу. Сама Дания также не хочет кормить в своих комфортабельных тюрьмах сомалийских разбойников, которые, отсидев срок, имеют шансы получить на родине Гамлета вид на жительство. «Экипаж провел успешную операцию по освобождению заложников, а через месяц отпустил бандитов на все четыре стороны. Конечно, это бьет по нервам», – признался в интервью газете Politiken командир корабля Андерс Фрийс.

Не видя существенной помощи со стороны военных, пароходства готовы взять дело защиты судов в свои руки. Однако наем вооруженной охраны осложняется бюрократическими трудностями и нежеланием правительств оказывать помощь в подготовке «морских Рэмбо». «Необходимо получать разрешение на каждого конкретного охранника, на определенный маршрут и судно. Кроме того, много проблем с вооружением и другими средствами защиты», – говорит заместитель директора Объединения датских судовладельцев Ян Фриц Хансен.

Лоббисты интересов пароходств добивались включения в резолюцию Европарламента строк, дающих «зеленый свет» на широкое привлечение охранных фирм к защите судов, однако этого не случилось. Причина – недавний трагический случай у берегов Индии, когда два охранника итальянского танкера Enrica Lexie застрелили двух индийских рыбаков, приняв их за сомалийских пиратов. Индийский траулер приблизился к танкеру, и охранники, решив, что дело идет к абордажу, открыли огонь. Сейчас большая правительственная делегация Италии ведет переговоры с индийскими властями, пытаясь вызволить своих граждан из тюрьмы. В результате Европарламент ограничился в своей резолюции требованием к «Европолу» и «Интерполу» заняться отслеживанием миллионов, выплачиваемых пиратам в качестве выкупа, и поимкой лиц, отмывающих «кровавые деньги». Сегодня эти средства идут на приобретение быстроходных катеров и вооружения главарями «джентльменов удачи». Кроме того, депутаты Европарламента призвали правительства стран-членов ЕС увеличить военное присутствие в Аденском заливе и оказать помощь в формировании эффективной гражданской администрации на территории Сомали, где царят безвластие и беззаконие.

"