Posted 13 апреля 2009,, 20:00

Published 13 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:28

Updated 8 марта, 07:28

Кризисный вальс

13 апреля 2009, 20:00
Гуляя по весенней Вене, о кризисе забываешь – пестрая толпа улыбающихся туристов, радушные горожане. Заметно больше, чем прежде, американцев и японцев – евро ведь упал по отношению к доллару, значит, путешествия в Европу стали для них дешевле. Тем не менее кризис есть и здесь, хотя внешне он незаметен. Познакомившись с

Этой зимой «оттянуться» недельку в Домбае стоило не намного меньше, чем на Зельден Баде, Гаштайне, Инсбруке, Зеефельде, Заальбахе и других знаменитых горнолыжных курортах Австрии, где уровень сервиса несравнимо выше. Неудивительно, что, по данным Статистического управления и Института экономических исследований Австрии, с ноября прошлого года по февраль 2009-го число туристов, посетивших страну, вопреки кризису выросло на 2%, достигнув 10,4 млн. человек. Соответственно выросла и реализация товаров и услуг, достигшая 8,72 млрд. евро. Весна если и снизила турпоток, то незначительно. Вена по крайней мере полна приезжими со всего света. Более 300 кафе в ярко освещенном историческом центре австрийской столицы как работали, так и работают чуть ли не до утра. Горожане как были приветливы с туристами, так и остались.

Австрийцы не жалуются на жизнь первому встречному. Но если разговориться и познакомиться поближе, очень многие расскажут, что, конечно, не бедствуют, но зарабатывают сейчас на 10–20% меньше, чем 9–10 месяцев назад. Сообщат о том, что некоторые их близкие или они сами лишились постоянной работы и перебиваются временными заработками. Эти рассказы подтверждают и данные местных исследователей рынка труда. По их подсчетам, в феврале уровень безработицы в стране составил около 8%, а работу искали порядка 290 тыс. австрийцев. Выше всего незанятость среди молодежи до 25 лет – 14%. Стремительно растет безработица и среди людей старше 45 лет.

37-летний Ганс рассказал «НИ», что до октября прошлого года работал оператором на нефтеперерабатывающем заводе в Вене. После сокращения получил на руки приличную сумму и до конца января пользовался пособием по безработице. Однако сидеть без дела надоело, да и «запилила», по его словам, жена, работающая менеджером в одном из венских отелей. Пришлось за весьма скромную зарплату помогать родственнику-фермеру, чье хозяйство находится в 2 часах езды от Вены. Впрочем, Ганс не унывает и ждет, что до конца года вернется на свой завод.

Фатима вместе с мужем и детьми четыре года назад приехала в Австрию из Ингушетии. До конца лета прошлого года все у них шло хорошо. По ее словам, сильнее всего кризис ударил по семьям, живущим здесь полулегально или нелегально. Но и собеседницу «НИ», не нарушавшую закон, беда не обошла: «Я потеряла работу в ноябре, муж – еще раньше. Сейчас встаю рано утром и разношу почту, а муж работу ищет, но пока находит лишь какие-то случайные заработки. Здесь вы увидите немало русскоговорящих и, думаю, услышите от них похожие истории». В Вене, сказала она, продукты не намного дороже московских, а вот одежда стала очень дорогой. Поэтому многим иммигрантам приходится отовариваться на местном блошином рынке и в секонд-хендах. На вопрос, не хочется ли вернуться в Россию, женщина ответила: «Поживите здесь хотя бы полгода, и вам вряд ли захочется уезжать».

В самом деле, власти Австрии попавшим в беду людям всячески помогают. Социальная защита здесь намного мощнее и ощутимее, чем во многих других государствах Европы. К примеру, как только австрийцы стали меньше доверять местным банкам и начали переводить депозиты в немецкие финансовые институты, правительство тут же гарантировало банковские вклады населения на 100%. Тем, кто попал под сокращение, не только платят хорошее пособие, но и помогают пройти курсы по переквалификации, причем на наиболее востребованные специальности.

Столичная мэрия тоже по-своему откликнулась на кризис, в разы увеличив количество велостоянок в Вене. Любой может совершенно бесплатно взять велосипед, доехать куда надо, каким бы далеким ни было расстояние, и оставить транспортное средство мощностью в одну человеческую силу на ближайшей стоянке. Благо, добраться из центра даже до отдаленного района можно довольно быстро. Во-первых, Вена по масштабам – это далеко не Москва, во-вторых, на всех улицах с пешеходными соседствуют и велодорожки, на которых местные жители и особенно молодежь развивают приличную скорость.

Один из велосипедистов оказался сыном выходцев из Турции. Кстати, его сородичей в 1,7-миллионной Вене около 200 тыс. По словам 24-летнего Йылмаза, у которого есть и младший брат, его мать никогда не работала, а отец, краснодеревщик по специальности, занимался на пару с приятелем-немцем реставрацией старинной мебели. Однако перед Рождеством их небольшая фирма закрылась. Выручили свои – турки, и 49-летний мужчина сейчас торгует сосисками, пиццей и пивом в стеклянном павильоне возле одной из венских станций метро. «Отец, конечно, переживает, но и это работа, а дальше все еще наладится», – надеется Йылмаз.

"