Posted 13 марта 2016,, 21:00

Published 13 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:17

Updated 8 марта, 03:17

Не так сел

Не так сел

13 марта 2016, 21:00
В этот вторник в спортзале тюрьмы строгого режима «Скиен», что в сотне километров от столицы Норвегии Осло, начнется судебный процесс, привлекший внимание всего мира. Все полсотни мест в зале заняты представителями ведущих мировых СМИ, тюрьма оцеплена спецназом, а воздушное пространство над узилищем объявлено бесполетн
Сюжет
Суды

По мнению Брейвика, его подвергают пыткам, которые выражаются в ограничении общения с людьми и в регулярных досмотрах, в том числе в обнаженном виде. Кроме того, государство, как утверждает убийца, вторгается в его личную жизнь, поскольку даже контакты с врачами происходят под присмотром тюремного персонала.

Юрист Мариус Эмберланд, представляющий интересы государства, отметает все жалобы заключенного как необоснованные. По его словам, у Брейвика достаточно личного пространства в виде «спальни, кабинета и тренировочного зала». Кроме того, он ежедневно совершает прогулки в 50-метровом прогулочном дворике, имеет телевизор, компьютер и электронные игры.

Отказ в Интернете и ограничение общения (он может недолго разговаривать с персоналом тюрьмы, также встречается с посетителями и адвокатом) вызваны опасением, что Брейвик в тюрьме создаст террористическую сеть. Опасения эти не лишены оснований, поскольку преступник, убивший около восьми десятков человек, объяснял свои действия стремлением защитить Норвегию и Европу в целом от «мультикультурализма» и наступления ислама. По следам сегодняшней волны иммиграции из исламских стран, в том числе в Норвегию, число сторонников Брейвика резко возросло. В Сети продаются футболки с надписями «Брейвик, я с тобой всем сердцем» и «Брейвик – надежда Норвегии». Десятки девушек и зрелых женщин успели предложить свою руку и сердце убийце, отбывающему 21-летний срок.

Адвокат Брейвика Ойстен Сторввик заявил в интервью газете Verdens Gang, что его клиент имеет хорошие шансы выиграть процесс. По словам защитника, даже тот факт, что Брейвик прервал заочное обучение на факультете политологии университета Осло, свидетельствует, что изоляция негативно влияет на психику заключенного.

Внимание к обвинению Норвегии Брейвиком вызвано, как объясняют некоторые эксперты, парадоксом самой ситуации. Злодей, убивший множество людей, не только не думает о раскаянии, но и «отжимает» дополнительные льготы у государства, предоставившего ему райские по меркам большинства стран мира условия содержания.

В тюрьме в его распоряжение предоставлен «трехкомнатный номер» со всеми удобствами. Площадь каждой комнаты составляет около 8 кв. метров. Одна – спальня с телевизором, другая – рабочий кабинет, третья – спортзал с беговой дорожкой и силовым тренажером. Он имеет возможность читать книги и газеты, писать, заказывать пищу на выбор. Стоимость содержания убийцы составляет около 4,6 млн. норвежских крон в год. Это порядка 600 тысяч евро.

Тем не менее, Брейвик направил письмо на 27 страницах в адрес государственного Ведомства исполнения наказаний, в котором называет условия своего содержания «садистскими, противоречащими норвежской конституции, Европейской конвенции по правам человека и конвенции ООН о запрещении пыток».

Далее следует длинный список претензий Брейвика к тюремному руководству. Вот лишь некоторые из его жалоб.

«Каждый раз при контакте с охранниками (специально для обслуживания террориста выделены 30 человек, причем поодиночке они не имеют права общаться с ним. – «НИ») меня заставляют раздеваться для досмотра. Я был обнажен за время пребывания в камере более 800 раз, и ни разу за это время у меня между яйцами не нашли запрещенных предметов. Может быть, лучше вообще распорядиться, чтобы я расхаживал по камере голым? Если бы я отказался от унизительной процедуры ежедневных обысков, тюремщики ворвались бы ко мне и завалили меня на кровать, чтобы раздеть силой».

«Почта, которую я получаю, а также мои телефонные разговоры контролируются. Часть моих писем на волю не отсылается».

Первоначально Брейвику разрешили пользоваться подключенным к Интернету компьютером, но, когда выяснилось, что у него много сочувствующих по всему миру и что он может руководить «борьбой с мультикультурализмом» из своей камеры, Интернет был отключен. Брейвик в заключении занялся написанием сразу трех книг на английском – автобиографии, рукописи о подготовке атаки 22 июля, а также теоретического труда, посвященного необходимости нового крестового похода представителей белой расы против чуждых культур. Все эти книги уже заказаны несколькими крупными мировыми издательствами. Отключение Интернета, по словам Брейвика, затрудняет творческий процесс.

Недостаток общения – одна из главных претензий: «В среднем я разговариваю с охранниками пять минут в сутки, это негативно воздействует на психику и может меня сломить».

Звуки, которые доносятся до него из соседних камер, выводят его из себя, тем более что их «жителями» являются представители ненавистного ему «мультикультурализма».

По его словам, эти заключенные лишены каких-либо представлений о приличном поведении, они практически не говорят по-норвежски, ссорятся и орут, из их камер доносится громкая музыка, что мешает ему сосредоточиться на творчестве. Кроме того, его раздражает, что выключатели телевизора и света находятся за пределами камеры, а также правило, согласно которому о любой мелочи он должен просить охрану.

Не менее двух охранников должны наблюдать за тем, как он пользуется предметами личной гигиены. «Это настоящая психическая пытка: бриться или чистить зубы, в то время как два парня с не самым плохим образованием стоят столбами в течение сорока минут и ждут, пока я не сделаю свое дело. Неужели нельзя найти лучшее применение их силам! Из-за того, что мне неприятно чистить зубы и бриться в присутствии посторонних, я был вынужден свести это занятие до минимума. Я чищу зубы лишь раз в день, а бреюсь раз в неделю», – стенает убийца.

Он также недоволен тем обстоятельством, что ему запретили иметь в камере домашнюю одежду, а три комплекта казенной, находящиеся в его распоряжении, неудобны и плохо согревают.

Эксперты, к которым обратились норвежские СМИ с просьбой прокомментировать жалобы Брейвика, советуют отнестить к ним серьезно. «Этот человек готов убивать снова и снова, он способен тщательно планировать свои акции. Существует, однако, опасность, что ограничения, которые руководство тюрьмы ввело в отношении Брейвика, выходят за рамки соображений безопасности и являются местью за те ужасные вещи, которые он сотворил», – говорит директор международного законодательного Института в Осло Ньол Хостмалинг в интервью газете Verdens Gang.

Ему вторит старший эксперт Национального института прав человека Йоханнес Нильсен: «Изоляцию следует применять крайне осторожно. Европейский суд по правам человека допускает этот метод в отношении особо опасных преступников, но в одиночке им надо обеспечить общение с другими людьми в достаточной степени, так, чтобы изоляция не стала орудием пытки».

"