Posted 13 марта 2007,, 21:00

Published 13 марта 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:49

Updated 8 марта, 08:49

Москва не верит Тегерану

13 марта 2007, 21:00
Москва жестко предупредила Тегеран, что строительство АЭС в Бушере находится под угрозой срыва из-за невыполнения иранской стороной обязательств в рамках контракта. «Энергоблок в Бушере, скорее всего, не будет пущен в сентябре текущего года, если иранская сторона не возобновит финансирование», – объявил вчера глава ком

В дополнительном соглашении к бушерскому контракту, подписанному в сентябре прошлого года, четко оговаривалось: запуск первого энергоблока АЭС состоится в сентябре 2007-го. Но технически запуск возможен только при условии, что ядерное топливо поступит в Бушер за полгода до него, т.е. в марте. Однако в самом соглашении ни о поставках топлива, ни тем более о конкретных сроках этих поставок ничего не говорилось. Ключевой пункт контракта в документе был непостижимым образом проигнорирован, априори снимая с каждой из сторон юридическую ответственность за возможный срыв сделки.

Другой любопытный момент: согласно российско-иранскому соглашению, строительство АЭС ежемесячно обходится в 25 млн. долларов, при этом общее финансирование проекта целиком лежит на Тегеране. Однако, как утверждает иранская пресса, нигде в соглашении не сказано, что Иран должен ежемесячно переводить России эти самые 25 миллионов. Некоторые иранские эксперты сейчас утверждают, что Иран, мол, не мог пойти на подобные условия, так как в момент подписания соглашения в Тегеране уже знали, что валютный паспорт контракта наверняка придется менять из-за перевода государственных валютных активов из долларов в евро в начале 2007 года. Якобы на этом основании иранские платежи «Атомстройэкспорту» и были полностью приостановлены в середине января.

Вместо того чтобы метать громы и молнии, лучше решить все проблемы за столом переговоров, деликатно посоветовал глава Иранского агентства по атомной энергии Голямреза Агазаде. Что ж – сели за стол. Однако идет уже второй раунд переговоров, а внятного результата все нет. Более того, вопрос о возобновлении платежей иранская сторона теперь склонна увязывать с гарантированными поставками ядерного топлива, с чем, разумеется, не могут согласиться в «Атомстройэкспорте». Здесь напоминают, что Иран начал срывать график платежей еще в четвертом квартале 2006 года, в среднем перечислив около 60% от оговоренной сумы.

Вывод из всего это не утешителен: еще на этапе подписания соглашения одна из сторон сознательно заложила в него мину замедленного действия. Бушерский проект изначально мог быть чисто коммерческим, но с прошлого года при его реализации учитываются геополитические факторы. Это абсолютно очевидно в контексте нынешней ситуации вокруг иранской ядерной программы. «Иранцы не платят, потому что перешли на режим экономии средств – так обычно всегда поступают накануне войны», – это мнение высказал недавно «НИ» источник в МИД одной из стран Евросоюза. – Они почти уверены, что АЭС в Бушере станет мишенью для американских крылатых ракет». Однако и для России доведение до конца сделки по Бушеру становится весьма щекотливой задачей. Во-первых, до Москвы, возможно, уже дошли сведения, что Иран начал самостоятельно строить новую АЭС мощностью 360 мегаватт, и часть средств, предназначенных для Бушера, наверняка тайно переводит под этот проект. Во-вторых, убедившись, видимо, в том, что Тегеран – ненадежный партнер даже в коммерческих вопросах, Москва в последнее время фактически прекратила оказывать Тегерану дипломатическую поддержку и существенно ужесточила позицию по иранской ядерной программе. А в минувший понедельник в Нью-Йорке страны «шестерки», включая РФ, обсуждая вопрос о новых санкциях в отношении Ирана, договорились о полном запрете на продажу оружия Ирану и на предоставление этой стране государственных займов.

"