Posted 13 февраля 2007,, 21:00

Published 13 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:45

Updated 8 марта, 08:45

Мазут для «любимого руководителя»

Мазут для «любимого руководителя»

13 февраля 2007, 21:00
Северная Корея согласилась вчера свернуть свою ядерную программу в обмен на щедрую международную помощь. По итогам пятого раунда шестисторонних переговоров по ядерной проблеме КНДР, состоявшегося в Пекине, решено, что в течение 60 дней Пхеньян закроет и опечатает ядерный реактор в Йонбене и вновь допустит в страну инсп

Финальный этап пекинских консультаций, в которых участвовали представители обеих Корей, США, Китая, Японии и России, длился 16 часов. Переговорщики отказались даже от перерыва на кофе – из опасения «потерять пульс компромисса», как выразился один южнокорейский дипломат. Рано утром во вторник к журналистам вышел глава американской делегации, помощник госсекретаря США Кристофер Хилл. Один из американских журналистов не без едкого юмора заметил, что Хилл выглядел как человек, «исключительно довольный тем, что его только что выпотрошили». «Пхеньян готов разоружиться в обмен на экономическую помощь. Ее объемы пока не согласованы», – поведал журналистам Хилл. По мнению западных аналитиков, Пхеньян еще попытается выторговывать для себя дополнительно несколько сот тысяч тонн мазута или миллион киловатт электроэнергии. Но Хиллу и его коллегам уже сейчас есть, что предъявить. КНДР обязалась извлечь из реактора, расположенного в населенном пункте Йонбен, графитовые стержни. Иными словами, северокорейцы пообещали вывести из рабочего состояния, заморозить этот ядерный реактор. Кроме того, КНДР пообещала в качестве второго шага закрыть завод по переработке ядерного топлива и передать МАГАТЭ весь свой плутоний. В этом случае Пхеньян получит еще 950 тысяч тонн мазута.

Так что же, северокорейская проблема решена? На этот счет эксперты настроены куда более скептически, нежели дипломаты. «Пекинские договоренности продлевают жизнь северокорейской энергетике, а, следовательно, и пхеньянскому режиму, – заявил «НИ» эксперт по Северной Корее из Университета Джорджии (США) Хэн Парк. – Но они не обеспечивают его выживание в долгосрочной перспективе. Поэтому северокорейцы что-то (из ядерной программы. – «НИ») обязательно оставят в заначке. Да и «замороженный» реактор в Йонбене всегда можно «разморозить». Столкнувшись с очередными экономическими трудностями, Северная Корея снова попытается шантажировать мир своей ядерной программой. Предлог всегда найдется».

Как бы то ни было, в сентябре 2005-го в рамках шестисторонних переговоров уже была достигнута договоренность, что КНДР откажется от своей ядерной программы в обмен на американский «компенсационный пакет». Для соблюдения условий этого рамочного соглашения от сторон требовалось лишь проявить выдержку и терпение. Но не успели остыть чернила на подписях под документом, как американцы ввели финансовые санкции против Пхеньяна. А тот, ясное дело, хлопнул дверью и начал подготовку к ядерным испытаниям.

Сегодня же Вашингтону любой ценой необходимо временное затишье на Корейском полуострове, чтобы полностью сосредоточиться на Иране, который, вполне вероятно, станет следующей, после Ирака, американской мишенью. Ради этого американцы готовы сколь угодно долго обсуждать с северокорейцами любую проблему, в том числе о восстановлении дипотношений. Ранее об этом «любимый руководитель» Северной Кореи Ким Чен Ир мог лишь мечтать.

Примечательно, что Кристофер Хилл ни разу не употребил таких слов, как «прорыв» и «успех». «Это еще не конец. В целом речь можно вести только о начале длинного пути», – заявил он вчера в Пекине, по сути, предложив мировому сообществу не торопиться с выводами. Впрочем, к следующему раунду шестисторонних переговоров, намеченному на 19 марта в Пекине, кое-какие выводы уже можно будет сделать.

"