Posted 13 февраля 2006,, 21:00

Published 13 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Табак разжег огонь сепаратизма

13 февраля 2006, 21:00
Финляндия неожиданно столкнулась с проблемой сепаратизма. Причем речь идет не о саамах (аборигенах экзотической Лапландии), ранее не раз добивавшихся расширения своей культурной автономии. С угрозами о выходе из Евросоюза, а затем, возможно, и из состава самой Финляндии выступили власти Аландских островов – самоуправля

Кризис начался с того, что представительница аландского правительства, отвечающая за связи с ЕС, Бритт Лундберг в беседе с первым вице-председателем Еврокомиссии Маргот Вальстрем без обиняков заявила: «Если нам не разрешат продавать жевательный табак и не позволят защищать свои права в Европейском суде, мы не сможем оставаться в Объединенной Европе». Раздул огонек скандала аландский премьер Рогер Нордлунд, выразивший в конце минувшей недели свое восхищение «мужеством коллеги, заговорившей с вице-председателем Еврокомиссии столь открыто и прямо». После этого и Брюсселю, и Хельсинки стало ясно, что заявление о возможном выходе архипелага из ЕС не было спонтанным всплеском эмоций отдельного чиновника.

Дело в том, что развернувшаяся в Евросоюзе антитабачная кампания для аландцев действительно стала нелегким испытанием на верность континентальному единству. Соседняя Швеция при своем вступлении в Евросоюз добилась для себя права производить и продавать на своей территории в качестве традиционного национального продукта снюс – жевательный табак. Этнические шведы, составляющие подавляющее большинство населения Аландских островов, пытались выбить себе такое же право, ссылаясь на связи со своей исторической родиной, но Брюссель на этот раз проявил твердость. Аланды обратились за поддержкой к Финляндии, однако Хельсинки, раздраженный их бесконечными претензиями, ответил отказом. Между тем торговля снюсом на борту пассажирских судов, зарегистрированных на Аландах, приносит архипелагу многомиллионные прибыли.

Насколько же реальны шансы крошечного островного мирка пуститься в самостоятельное плавание? «Выход из состава ЕС и Суоми принесет архипелагу только выгоду, дав ему прямой выход на мировую экономику», – утверждают профессора Даг Анкар и Барри Бартман, выпустившие шесть лет назад книгу «Основные принципы независимых Аландов». Этот труд был написан по заказу аландских сепаратистов, и сразу стала бестселлером на архипелаге. Авторы сообщают, что из 200 стран нашей планеты 45 являются микрогосударствами, причем экономика большинства из них куда слабее и беднее аландской. «Ни экономических, ни политических препятствий для выхода Аландов из состава Финляндии нет. Проблема лишь в настроениях жителей архипелага», – уверяют профессора. Опросы показывают, что идею образования независимого государства пока поддерживают лишь 20% аландцев. В то же время жители архипелага готовы стоять до конца в отстаивании своих привилегий, и, если «старший брат» не уступит, курс на отделение от Суоми может получить поддержку большинства населения.

Последний всплеск сепаратизма на Аландах пришелся на 1998 год, заставив тогдашнего президента Финляндии Мартти Ахтисаари срочно прибыть в местную столицу Мариехамн и выступить с речью перед здешним парламентом. Президент заверил, что Финляндия сделает все от нее зависящее для сохранения и развития аландской автономии. «Сепаратистское движение на Аландах могло бы дестабилизировать весь регион», – предупредил своих слушателей глава Финляндии. Дестабилизация означала бы сокращение круизного судоходства на Балтике, и аландцы, получающие от него немалые доходы, несколько поутихли.



СПРАВКА

АЛАНДСКИЙ АРХИПЕЛАГ расположен в Ботническом заливе, между Финляндией и Швецией. Соcтоит из 6 тыс. островов, население – 25 тыс. человек. Аландцы имеют собственный флаг, печатают свои почтовые марки, Островитяне освобождены от службы в армии. Начиная с 1921 года, когда по решению Лиги наций Аланды вошли в состав Финляндии, архипелаг периодически добивался от Хельсинки различных экономических и политических уступок. Основную часть своего дохода Аланды получают от судоходства, в том числе от «круизников», ходящих между Финляндией и Швецией. Граждан этих стран традиционно влекла в море возможность дешево купить на борту спиртное. При вступлении обоих государств в ЕС система беспошлинной торговли была упразднена, но Аланды добились для себя исключения, угрожая выйти из состава Суоми и ЕС. Брюссель пошел на уступки, и сегодня все круизные суда, курсирующие в треугольнике между Стокгольмом, Хельсинки и Таллином, делают крюк, чтобы зайти на Аланды. Остановка в островной столице Мариехамн позволяет торговать на борту «зеленым змием» со скидкой.

"