Posted 13 января 2011,, 21:00

Published 13 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:30

Updated 8 марта, 06:30

Шеф учебных программ Европейского центра ядерных исследований Мик СТОРР:

Шеф учебных программ Европейского центра ядерных исследований Мик СТОРР:

13 января 2011, 21:00
Когда попадаешь в ЦЕРН (Европейский центр ядерных исследований), расположенный у границы Швейцарии и Франции, невольно вспоминаешь знаменитую фразу Альберта Эйнштейна: «Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники». Здесь ученые пытаются моделировать «Большой взрыв», с которого нача

– Доктор Сторр, вместе с нами здесь находится группа учителей физики из Греции, приехавшая к вам на стажировку. До этого приезжали их коллеги из других стран. Расскажите о вашей программе «Школа для учителей».

– Обучать школьных учителей из разных стран со всех континентов мира тому, как «смотреть на Вселенную новыми глазами», сквозь призму последних открытий в области ядерной физики, мы начали в 1998 году. Тогда их было всего девять человек. Сейчас приезжают около тысячи в год. Наши коллеги, учителя физики, слушают лекции ученых, работающих на Большом адронном коллайдере, собственными глазами наблюдают за экспериментами, а иногда даже становятся очевидцами открытий, оценить которые, возможно, придется лишь следующему поколению жителей Земли, а, значит, как раз их сегодняшним ученикам. Кстати, ЦЕРН посещают около 50 тысяч человек ежегодно, из них половину составляют школьники, молодые люди 16–18 лет, которым и принадлежит будущее науки.

– Существуют ли подобные тренинги для российских учителей и школьников?

– Безусловно! Россия и ЦЕРН сотрудничают весьма плодотворно. Так, на коллайдере одновременно работают около 300 ученых из России, и более 900 российских физиков приезжают сюда ежегодно. Первая «Школа для учителей» из России прошла в 2009 году. Затем мы провели 13 видеоконференций в режиме он-лайн со школьниками из Тихвина, Кисловодска, Ульяновска, Екатеринбурга, Дмитрова, Снежинска, Волгограда, Дубны и Москвы. В них приняли участие несколько тысяч ребят, проявляющих интерес к современной физике. Все видеоконференции имели огромный успех, школьники могли напрямую задавать вопросы ученым из России и других стран, занятым в экспериментах на коллайдере. Вообще-то это тоже из разряда чудес: когда я из научной лаборатории ЦЕРНа напрямую разговариваю с ребятами из какого-нибудь далекого российского городка. Для многих школьников это стало событием жизни.

– Говорят, с учеными, работающими на Большом адронном коллайдере, общаются даже ученики младших классов.

– Одна из конференций была проведена в рамках Московского фестиваля науки и вызвала небывалый интерес к ЦЕРНу. Аудитория не могла вместить всех желающих, многие сидели на полу и в коридоре. Самому младшему участнику, который задал весьма остроумный вопрос, было всего 9 лет. Другой телемост состоялся в рамках Волгоградского фестиваля науки. Лектор последней «школы», прошедшей в этом году, физик Дмитрий Горбунов прочел по видеосвязи лекцию «Космические лучи и их приложение к физике частиц» для школьников Ленинградской области. Его слушали более 200 ребят. А, например, учитель Олег Манзюк провел у нас со своими школьниками опыт по наблюдению космических частиц Cloud Chamber. Нас очень радует, когда учителя, отучившиеся в нашей «школе», не прерывают с нами контактов и доносят новые знания до своих питомцев. Нас всегда интересует, каким образом учителя, которых мы уже воспринимаем в хорошем смысле «миссионерами», выступают для своих учеников в роли посланников большой науки.

– Обучение в «Школе учителей» платное?

– Что вы, мы не берем никакой платы. Это не коммерческий проект, вся «выгода» от него принадлежит завтрашнему дню научной мысли.

"