Posted 13 января 2005,, 21:00

Published 13 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:33

Updated 8 марта, 09:33

Сватовство Брюсселя

Сватовство Брюсселя

13 января 2005, 21:00
Пока в Москве решают, как вести себя с новой Украиной, в остальном мире просчитывают плюсы и минусы «оранжевой революции». В США уже заговорили о потере влияния на эту страну и о том, что она «входит в орбиту» Евросоюза. В минувший четверг Европарламент призвал руководящие органы ЕС обозначить Киеву четкие перспективы

Страны ЕС уже вовсю спорят о том, кто из них более важен и полезен для Киева. Варшава в связи с этим даже обменялась с Брюсселем недружественными нотами. Польша обиделась на президента Европарламента Йосепа Бореля за то, что он в одном из своих выступлений якобы принизил роль Варшавы в разрешении политического кризиса на Украине во время президентских выборов. Один из европарламентариев (от Польши) даже предложил Борелю подать в отставку, а польское посольство в Мадриде (г-н Борель – испанец) разразилось гневным заявлением. Чтобы снять напряжение, глава Европарламента вынужден был пригласить польских депутатов на ужин, где объяснил им, что президент Польши Квасьневский неплохо развел трех украинских президентов – действующего Кучму, на тот момент выигравшего президентские выборы (по данным ЦИК, которые затем были аннулированы) Януковича и присягнувшего на верность украинскому народу Ющенко. Но все-таки, подчеркнул Борель за ужином, главный приз остался за Евросоюзом: события на Украине доказали, что роль Европы в мире растет.

О том, что американцы проспали Украину, фактически подарив ее Европе, в США заговорили после того, как Верховная рада решила на этой неделе отозвать свой воинский контингент из Ирака, а записанный уже в поклонники Америки Виктор Ющенко такое развитие событий вдруг поддержал. Washington Times тогда написала, что Украина преподала урок Вашингтону, который, не желая ссориться с Россией, несколько дистанцировался от событий в Киеве. А Евросоюз, мол, в это время не просто опекал украинскую оппозицию, но самым активным образом поддерживал организуемые ею акции протеста. В счет не берут даже то, что Ющенко вряд ли мог поступить иначе, поскольку хорошо знает настроения своего избирателя, которому не нравится ни война в Ираке, ни тем более то, что на ней гибнут украинцы.

Впрочем, доля истины во мнении, высказанном американским изданием, есть. Это подтверждает заявление руководителя штаба Ющенко Александра Зинченко о том, что, как только новый президент вступит в должность, с многосторонней внешней политикой, приверженцем которой был Леонид Кучма, будет покончено, и Киев сконцентрируется на главном направлении – интеграции в ЕС. Москва и Вашингтон при этом упомянуты не были.

Президент Польши Александр Квасьневский (второй справа) в трудные дни был рядом с Виктором Ющенко.

На такой посыл немедленно отреагировали страны, лоббирующие ускоренную интеграцию Украины в ЕС, и прежде всего Польша. Ее президент Квасьневский даже поставил Брюсселю ультиматум: не тянуть, а в ближайшее время назначить дату начала переговоров с Украиной о вступлении в Евросоюз. Тут же диссонансом прозвучало заявление вице-президента Европарламента – мол, дорога в ЕС займет у Украины от 7 до 20 лет.

Вообще, отношение к приему в ЕС Украины разделило на два лагеря и саму Европу. Дело прежде всего в том, что Брюссель как минимум лет на десять увяз в непростых переговорах о приеме в Евросоюз мусульманской Турции, а переварить одновременно две страны, по численности населения сопоставимых с Францией (и на Украине, и в Турции – за 50 млн.), явно проблематично. Посему вопрос встает так: Украина прорвется в ЕС вперед или вместо Турции. Сторонниками такой идеи остаются «новобранцы ЕС» – страны Балтии и Восточной Европы. Западная же часть – «старожилы» ЕС – предлагают не спешить с предложением новому потенциальному члену ЕС. Немцы, например, советуют украинцам сначала «выровнять» отношения с Россией и только затем приступать к подготовке заявки.

При этом нельзя сбрасывать со счетов, что общий настрой в ЕС – в прессе и в обществе – по отношению к демократическому обновлению власти в стране-соседке, да еще и исторически христианской, более чем доброжелательный. Эти настроения подогревают заявления ближайшего окружения Виктора Ющенко о том, что дружбу с 25 странами ЕС Киев оценивает выше, чем хорошие отношения с Россией и США. По словам того же Бореля, «так произошло потому, что США оставили нам развязанные руки на неудобной для них территории, где им угрожал конфликт с Москвой». Европа заполнила вакуум, и теперь в ближайшие месяцы ей предстоит решать: как быть, когда Украина, а за ней и Белоруссия (в Брюсселе не сомневаются, что «оранжевые» идеи победят и там) захотят войти в ЕС. Евродепутат от Литвы Алдис Кюскис заметил «НИ», что Народная партия, которую он представляет (а у нее в Европарламенте самая крупная фракция), сделает все, чтобы двери ЕС были для Украины открыты.

"