Posted 12 августа 2014,, 20:00

Published 12 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:27

Updated 8 марта, 04:27

С мечтой о фюльке

12 августа 2014, 20:00
В Исландии создана партия, целью которой является присоединение острова к Норвегии в качестве двадцатой губернии (фюльке, по-норвежски). Именно так себя и именует новое политическое образование – Фюлькеспартиет, т.е. Партия губерний.

Автор необычной идеи – бывший главный редактор одной из исландских газет Гуннар Смари Эгильссон – объяснил свои мотивы следующим образом: «Исландия слишком мала, чтобы быть самостоятельной и при этом сохранять высокий стандарт жизни. У нас с Норвегией много общего – как исторически, так и в культурной сфере. Экономия вышла бы из-за сокращения государственного аппарата, нам также необходимо сменить собственную политическую элиту, которая завела государство в тупик». Эгильссон опробовал свою идею, разместив объявление в социальной сети Facebook. Когда выяснилось, что множество соотечественников оказались его сторонниками, «шутка» стала реальностью. В сентябре Партия губерний будет зарегистрирована и станет бороться за места в парламенте.

«Я поначалу опасался, что меня назовут новым Квислингом (пронацистский лидер оккупированной Норвегии в 1940–1945 годах, имя которого стало в Европе синонимом национального предательства. – «НИ»), но встретил главным образом позитивные отзывы. Как выяснилось, не только я готов отказаться от национальной независимости страны ради общего блага», – рассказывает лидер Партии губерний.

За полмесяца с момента провозглашения новой партии в число ее сторонников записались более трех тысяч человек, или один процент населения страны, причем число их продолжает расти. Новое политическое объединение «страны льдов» стало самой горячей темой обсуждения в исландских СМИ в конце лета.

Многие обозреватели вспоминают, что Исландию основали выходцы из Норвегии, под управлением которой страна находилась с 1262 по 1380 год. До 1944 года Остров саг входил в состав другой родственной страны, Дании, но присоединяться к ней исландцы не хотят. Слишком свежи воспоминания об отношении к ним метрополии как к колонии, жители которой не способны отвечать за себя и своих близких. Чего только стоит выпуск датчанами в Исландии в 30-е годы водки с этикеткой мерзкого дизайна, которая, по мнению Копенгагена, должна была отвратить аборигенов от зеленого змия! После объявления независимости в 1944 году «туземная водка» стала символом борьбы против оккупантов и самым раскупаемым напитком на Острове саг.

Другое дело – Норвегия. По мнению исландцев, эта страна сама прошла через унижения, когда входила в унию сначала с Данией, а потом со Швецией, и потому как молодое государство не станет рассматривать далеких атлантических родственников как людей второго сорта. Норвегия на законодательном уровне защищает язык и культуру не только своего единственного национального меньшинства, саамов, но и региональные говоры, поэтому исландскому языку, по мнению апологетов объединения, в новом государстве ничего не угрожает.

Популярность идеи объединения с «северным Кувейтом» в Исландии объясняется последствиями кризиса 2008 года, в течение нескольких месяцев превратившего Остров саг из самого успешного государства Европы в банкрота. Все банки страны лопнули, доходы жителей уменьшились почти вполовину, была введена система жесткого валютного регулирования. В случившемся население обвинило политическую элиту страны, позволившую разрастись спекулятивному банковскому сектору и забывшую о традиционных отраслях – рыболовстве, сельском хозяйстве, туризме и алюминиевой промышленности.

На волне кризиса блок левых партий Исландии заявил о стремлении присоединиться к ЕС. Но население, первоначально ухватившееся за эту «соломинку», уже в начале нынешнего года сказало «нет» объединенной Европе. Причиной негативного отношения к вхождению в ЕС стали требования Брюсселя подчинить банки – главную «валютодобывающую» отрасль Исландии – общеевропейскому регулированию, а также поддержка ЕС требований Великобритании и Нидерландов о необходимости выплатить местным вкладчикам компенсации за потерянные вклады. Рейкьявик отказался от этих претензий, заявив, что выплаты окончательно разрушат островную экономику, которая едва стала подниматься с колен.

Исландские обозреватели, скептически относящиеся к идее вхождения страны в состав Норвегии, тем не менее отмечают здравое зерно в рассуждениях «нового квислинга». По мнению некоторых из них, реалистично отказаться от национальной валюты в пользу норвежской кроны, а также в перспективе работать на создание – в пику ЕС – нового Северного союза, куда на первых порах могут войти Норвегия и Исландия, а также, возможно, Шотландия. Произойдет это в том, конечно, случае, если последняя отделится от Великобритании.

"