Posted 12 июля 2005,, 20:00

Published 12 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

День после пира

День после пира

12 июля 2005, 20:00
Прошедшие в минувшее воскресенье в Киргизии президентские выборы поставили точку в «тюльпановой революции». По словам избранного президента Курманбека Бакиева, революция победила окончательно и бесповоротно и в ближайшем будущем никаких потрясений в киргизском обществе не будет. А для того, чтобы идти вперед, необходим

Киргизская поговорка гласит: «Есть пир, но есть и следующий за пиром день». Этот день наступил. Едва оправившись от оглушительной победы (за него проголосовал каждый 9-й из 10 киргизов), Курманбек Бакиев приступил к формированию кабинета министров. Как сообщили «НИ» в пресс-службе президента Киргизии, явление нового премьера парламенту, который должен его утвердить, может состояться гораздо раньше, чем требует официальная процедура. Предполагается, что распущенный до осени на каникулы Жогорку Кенеш (парламент) соберется на чрезвычайную сессию до 20 июля. Наблюдатели в киргизской столице уверены, что депутаты утвердят кандидатуру Феликса Кулова, предложенную на должность главы правительства президентом. В качестве аргумента приводят тот факт, что когда лидеры революции Бакиев и Кулов договорились идти на выборы в тандеме, гарантами этого политического союза выступили спикер парламента и председатели Верховного и Конституционного судов. Это, по мнению экспертов, решает многое. Ожидается, что до конца недели Конституционный суд утвердит итоги выборов и Бакиев из избранного превратится в действующего президента, а Феликс Кулов станет премьером.

Директор киргизского института экономической политики Марат Тазабеков сказал «НИ», что это назначение – знаковое. «Как только Кулов будет объявлен премьером, общество получит сигнал: все стабильно. А это сегодня главное. Потому как из-за неопределенности мелкие и средние бизнесмены либо выехали из страны, либо сидят на чемоданах. Им достаточно почувствовать твердую почву под ногами, и они начнут работать».

От того, как поведет себя частный предприниматель, зависит многое, так как именно он обеспечивал товарооборот, рабочие (пусть и не в большом количестве) места и создавал (может, и иллюзорную) картинку динамически развивающегося общества. В прошлом году, по официальной статистике, рост ВВП в Киргизии составлял 5% (правда, экономические эксперты в киргизской столице этим данным не очень доверяют). Тем не менее какое-то движение все же было, а первое полугодие текущего года принесло только минусы. Если бы, утверждают политики и экономисты, не гастарбайтеры, было бы совсем плохо.

Как сообщили «НИ» в департаменте миграции, никто точно не может сказать, сколько киргизов выехали за рубеж на заработки – может, 300, а может, 400 тыс. человек. Но в Институте экономической политики подсчитали количество денег, которые эти кормильцы присылают на родину ежегодно, – более чем полмиллиона долларов.

Работают они в основном в России (больше на Урале и в Сибири), а также в Казахстане. У нас они специализируются на мелкой торговле стройматериалами, а в Астане и Алма-Ате работают мастерами, прорабами на стройках, менеджерами в частных фирмах. Туда же уезжают и выпускники киргизских вузов – дома для них работы нет.

Гастарбайтеры стали для своей родной страны проблемой, которую новая власть вывела в разряд первоочередных. Курманбек Бакиев по этому поводу заметил, что сделает все для того, чтобы эти люди были легализованы в странах пребывания. В администрации президента Киргизии «НИ» сказали, что, учитывая дружеские отношения Киргизии с Россией и Казахстаном, этот вопрос может быть решен в короткие сроки.

Следующей проблемой, за которую кандидат в премьеры Феликс Кулов намерен взяться вместе со своей командой, как только она будет сформирована, является коррупция. Многие здесь говорят о том, что до мартовских событий все должности в министерствах и департаментах Киргизии продавались. Существовала даже определенная такса. Например, место судьи стоило от 200 до 300 тыс. долларов. Руководителям департаментов и других структур внутри министерств рабочее место обходилось вполовину дешевле. Поскольку новая власть пообещала народу это явление если не искоренить, то свести к минимуму, можно предположить, что киргизских чиновников в ближайшее время ожидает «большая стирка». Хотя Курманбек Бакиев и заявил на пресс-конференции в понедельник, что больших увольнений в правительстве не предвидится, а будут лишь разумные изменения.

Серьезно взяться за экономику, как сказал «НИ» Марат Тазабеков, правительство сможет только к зиме. Для этого надо подготовить программу, которой пока нет, и уже с нового года по ней работать. Последние десять лет в стране работали по программам под гранты и кредиты, которые давал Международный валютный фонд. Они в основном были рассчитаны на сокращение бедности. Новое киргизское руководство хочет сделать ставку на собственного производителя и иностранных инвесторов. Президент, в прошлом директор крупного завода, обещал, что промышленности будет уделяться особое внимание. Речь идет, прежде всего, о реанимации заводов, которые в советские времена работали на оборонку. В частности, в Киргизии производились торпеды, которые испытывались на знаменитом озере Иссык-Куль. В Бишкеке рассчитывают поднять эти заводы с помощью России.

"