Posted 12 марта 2007,, 21:00

Published 12 марта 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:50

Updated 8 марта, 08:50

Питомцы Елисейского дворца

Питомцы Елисейского дворца

12 марта 2007, 21:00
Жак Ширак заявил о том, что, не выдвигая свою кандидатуру на новый президентский срок, он будет «иным образом служить Франции». Парижские СМИ отреагировали на это в целом однозначно: «время Ширака» прошло, и он уже не имел ни малейших шансов быть избранным. Данные последних опросов показывают, что лидером в нынешней пр

Мир, Европа, Франция настолько изменились, что многое ускользало из понимания президента Ширака – этого убежденного государственника деголлевского призыва. Настала пора другого поколения политиков. Большинство бывших адептов главы государства давно поддерживает нового лидера правых Николя Саркози. Хотя «отречение» Ширака ни для кого не было сюрпризом, оно позволило последним его убежденным сторонникам успеть вскочить на подножку предвыборного поезда, выбрав вагон нового босса.

Президенту остается надеяться, что его своевременный уход позволит занять достойное место в истории. Французам понадобилось десять лет для того, чтобы сполна оценить заслуги предыдущего президента Франсуа Миттерана. Ширак хочет, во всяком случае, не меньшего. Важный симптом перемен во французской политической элите – молчание Ширака о возможном преемнике. Казалось бы, совершенно естественно было бы сказать добрые слова о кандидате от своей право-центристской партии Союз за народное движение (UMP) Николя Саркози. Он не сказал их. Наблюдатели сходятся в том, что он просто не хотел снижать планки возвышенности речи и выразит свои предвыборные симпатии позднее. И, скорее всего, назовет-таки свого питомца Саркози, несмотря на свои сложные отношения с ним, которые в последние годы не отличались ни теплотой, ни искренностью, ни единодушием.

Сам «питомец», лидирующий в предвыборной гонке, дал понять, что и не нуждается в шираковском «посвящении в рыцари». Ему меньше всего хочется выглядеть наследником уходящей команды и вовсе не нравится перспектива нести ответственность перед избирателями за политику предшественника. Комментируя решение Ширака, он заявил: «Если меня поддержит Ширак, значит ли это, что я похож на него? Определенно нет... Я не буду лукавить с французами, не буду им лгать и предавать их. Это моя особенность. Следовательно, я отличаюсь от Ширака».

Между тем французы уже давно оценивают предвыборные программы и предвыборное поведение ведущей тройки претендентов на Елисейский дворец. Судя по последнему опросу, Саркози лидирует, но успокаиваться не имеет права. Соперники дышат в затылок. За него – 27 % потенциальных избирателей, то есть на 4% меньше по сравнению с предыдущим опросом. Главная соперница, социалистка Сеголен Руаяль, стабильно держит свои 25,5 %, а вот Франсуа Байру из центристской партии Союз за французскую демократию (UDF) почти догнал ее, набрав 23 % предполагаемых голосов.

Второй тур президентских выборов, думается, неизбежен. Но кто бы в конце концов ни победил, совершенно ясно, что Францию ожидают перемены. Руаяль обещала «открыть новую страницу» в истории страны: «Сегодня Франции нужны глубокие реформы, иначе назревший уже кризис демократии еще больше обострится».

Что касается французско-российских отношений, то в прошлую пятницу, выступая в Брюсселе перед журналистами после своего последнего саммита Евросоюза, Ширак стал единственным из 27 глав государств и правительств ЕС, высказавшимся по поводу размещения элементов американской ПРО близ российских границ. Советовал «как следует подумать» и предостерег от появления «новых разделительных линий» в Европе. Вряд ли кто другой из возможных претендентов на президентский пост будет ближе Москве, чем нынешний глава Франции.

"