Posted 12 февраля 2012,, 20:00

Published 12 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:57

Updated 8 марта, 05:57

Работать до гроба

12 февраля 2012, 20:00
Глава шведского правительства Фредерик Райнфельдт предложил радикальное решение проблемы непомерного роста пенсионных расходов в странах Европы. «Пожилые люди должны работать до 75-летнего возраста», – сказал он. Его заявление, сделанное в интервью газете Dagens Nyheter, получило поддержку в Стокгольме на саммите North

Проблема стремительного старения Европы хорошо известна. Если ничего не предпринять, в ближайшие десятилетия пенсионные системы во многих странах рухнут. Немногочисленная молодежь не сможет прокормить армию стариков. Кроме того, возрастут расходы на здравоохранение и социальные службы. Придется импортировать трудовые ресурсы из стран третьего мира, а сегодняшняя Европа, уже сейчас не справляющаяся с вызовами «мультикультурализма», к такому выходу не готова.

О необходимости заставить людей трудиться дольше представители власти во многих странах ЕС говорили и раньше. Но лишь шведский премьер впервые назвал конкретную цифру – 75 лет. Сегодня установленный законом срок выхода шведов на пенсию (как мужчин, так и женщин) составляет 65 лет. При этом средняя продолжительность жизни мужчин в этой стране достигает 79 лет, а женщин – 83 лет. По мысли премьера, увеличение периода трудовой жизни поднимет шансы на рынке пятидесятилетних, которым будет легче устроиться на работу и даже поменять профессию. «Работодатели увидят в этих людях привлекательный ресурс, зная, что они еще будут трудиться по крайней мере 20 лет», – оптимистично заявил шведский премьер.

Тем не менее многие ведущие шведские эксперты, обсуждая итоги саммита, где идея Райнфельдта была в целом одобрена, поддержали мнение профсоюзов о нереалистичности общего подъема пенсионного возраста. Уже сегодня средний возраст выхода на пенсию наемных работников в Швеции составляет 64 года, то есть люди досрочно отправляются на заслуженный отдых по медицинским показателям. Среди представителей малоквалифицированных профессий, а также специальностей, связанных с физическим трудом, количество «досрочников» еще больше. Охотно продолжают трудовую карьеру после достижения официального пенсионного возраста чиновники и квалифицированные высокооплачиваемые специалисты – врачи, юристы, инженеры и пр. Сегодня лишь 17% шведов, достигших пенсионного возраста, продолжают трудиться.

Другая проблема – большой разброс по продолжительности жизни населения в зависимости от географии. Дольше всех живут горожане и «южане», в то время как население северных регионов страны умирает, недотянув до 70 лет. Сказываются тяжелые климатические условия, физический труд, а также нездоровый образ жизни. Северяне предпочитают жирную мясную пищу, а также лидируют в статистике алкоголизма. «Пусть премьер приедет к нам в Паялу, я возьму его на свою мусороуборочную машину, вытрясу из него душу по нашим ухабам, выморожу как следует, а потом спрошу, готов ли он поменяться со мной местами и откинуть копыта, не дожив до пенсии в 75 лет!» – возмущается на страницах газеты Expressen один из северян.

«Действительно, статистика старения населения заставляет что-то предпринимать, пенсионный возраст следует постепенно поднять на три года вплоть до 2033 года. Однако есть и другой способ спасения трудового рынка. Достаточно принять меры к тому, чтобы молодежь начинала работать хотя бы на один год раньше, чем сегодня. Сейчас у нас очень много молодых людей в возрасте 19–21 года, которые еще «осознают себя», они и не учатся, и не работают. С этим надо бороться», – говорит эксперт Центрального статистического бюро Лена Лундквист.

Участники споров в шведском обществе сходятся во мнении, что просто поднять пенсионный возраст, как это предложил сделать премьер-министр, не удастся по политическим причинам. Скорее всего, правительству придется разработать комплексную программу пенсионной реформы, в которой будут учитываться региональные различия, профессии граждан, а также предложены меры экономического стимулирования людей пенсионного возраста.

"