Posted 12 февраля 2008,, 21:00

Published 12 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:06

Updated 8 марта, 08:06

Обезоруживающие аргументы

Обезоруживающие аргументы

12 февраля 2008, 21:00
Вчера в Женеве в ходе очередной конференции ООН по разоружению глава МИД РФ Сергей Лавров довольно неожиданно (особенно если учитывать нынешнее похолодание в отношениях с США) заявил о поддержке концепции «безъядерного мира», озвученной американскими аналитиками. Весьма вероятно, что идея полного отказа от атомного ору

Статья в ведущем американском издании Wall Street Journal «Мир без ядерного оружия», вышедшая в январе, наделала много шуму. Ее авторов можно назвать «лидерами мнений» (популярное в США выражение) по вопросам безопасности в Америке. Сенатор Сэм Нан, соавтор программы Нана – Лугара по нераспространению, экс-министр обороны Уильям Пери, бывшие госсекретари Джордж Шульц и Генри Киссинджер – казалось бы, слишком много авторов для статьи на один разворот. Эта публикация стала скорее политическим манифестом, провозглашающим необходимость полного отказа от ядерного оружия. С таким воззванием уже согласился один из главных претендентов на президентский пост – Барак Обама. Американские эксперты уверены, что и Хиллари Клинтон готова поддержать идею, но не желает озвучивать это перед выборами. А учитывая близость авторов статьи республиканцам, можно предположить, что и Джон Маккейн согласен с «манифестом».

На конференции в Женеве глава МИД России Сергей Лавров неожиданно выступил с уверенной поддержкой этой идеи: «Рассчитываем, что наши коллеги по переговорам прислушиваются к призыву таких авторитетов в этой области, как Джордж Шульц, Генри Киссинджер, Сэм Нанн, которые недавно в своей совместной статье убедительно обосновали необходимость продолжать ядерное разоружение, укреплять международные режимы нераспространения и поддерживать стратегическую стабильность, в том числе и на многосторонней основе».

«НИ» уточнили в МИД РФ позицию России, и дипломаты подтвердили, что речь действительно идет о стратегической ориентации России на полный и всеобщий отказ от ядерного оружия.

История гонки вооружений между Россией и США знает немало примеров «пацифистских» инициатив, в том числе и по полному ядерному разоружению. Но они не получали серьезного продолжения из-за атмосферы взаимного недоверия. По этой причине провалился знаменитый американский «план Баруха» 1946 года, подразумевавший переход всех ядерных технологий под международный контроль. По той же причине остались не услышанными призывы СССР 1955–1956 годов прекратить ядерные испытания. На протяжении всей холодной войны постоянно создавались различные «комитеты по разоружению», но из реальных ограничений удалось добиться лишь запрещения ядерных испытаний «в трех средах» (а атмосфере, в космосе и под водой) и создания режима нераспространения под контролем МАГАТЭ. После окончания холодной войны доверие между сверхдержавами укрепилось настолько, чтобы договориться о сокращении стратегических вооружений вдвое и полностью отказаться от ракет средней и малой дальности. По сути, это означало окончание «гонки вооружений». Однако даже тогда идея Михаила Горбачева о полной ликвидации ядерного оружия оказалась слишком утопичной.

Нынешние многосторонние пацифистские инициативы в этой связи выглядят странно, ведь о доверии между Россией и США приходится говорить с большой натяжкой. Но на самом деле ориентация на отказ от ядерного оружия – прагматичный выбор для обеих стран. России это поможет восстановить международный имидж и избежать гонки вооружений, которая нам не по карману. В свою очередь, для США, согласно официальной американской стратегии, главную угрозу представляют сегодня уже не Россия и Китай, а такие государства, как Иран и Северная Корея, которые могут диктовать какие-то условия, только держа палец на красной кнопке, – обычные вооружения этих стран слишком слабы, чтобы Запад принимал их в расчет.

«На этот раз речь уже не о популистских призывах, а об определении стратегического курса, – уверен эксперт Центра Карнеги, член-корреспондент РАН Алексей Арбатов. – Раньше говорили, что концепция безъядерного мира – утопия и надо говорить только о конкретных договорах. Но, как мы видим, без общей стратегии вся структура международной безопасности стала разваливаться. Сегодня уже практически не осталось работающих международно-правовых норм, регулирующих ядерную сферу. К сожалению, нынешняя, то есть уходящая администрация США не осознавала это проблемы. Но сейчас, когда даже такие видные исследователи, как Киссинджер, Нанн и Шульц (а они совсем не «голуби»), выступают за безъядерный мир, появился реальный шанс на то, что мировое сообщество сможет реально продвинуться в укреплении системы международной безопасности. Конечно, речь идет не о ближайшем будущем, но безъядерный мир через несколько десятилетий – это не утопия».

"