Posted 12 февраля 2007,, 21:00

Published 12 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:45

Updated 8 марта, 08:45

Приближение Ближнего Востока

Приближение Ближнего Востока

12 февраля 2007, 21:00
Российский президент совершил стремительный бросок на Ближний Восток. В воскресенье Владимир Путин приехал в Саудовскую Аравию, откуда вчера направился в Катар и Иорданию. После переговоров с иорданским монархом Абдаллой II на сегодня намечена его встреча с палестинским лидером Махмудом Аббасом. Повестка дня первого по

Российский руководитель впервые посетил Саудовскую Аравию и Катар. И хотя отношения с тем же Катаром последние годы в целом развивались довольно успешно, в арабском мире долго сохранялся горький осадок, остававшийся после истории с убийством экс-лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева в 2004 году в столице этой страны Дохе и последующего суда над гражданами РФ. Теперь все это в прошлом. Да и вообще еще два года назад трудно было себе представить, что саудовцы и катарцы будут, например, столь живо интересоваться возможностью покупки российских вооружений, прежде всего систем ПВО и бронемашин.

В не меньшей степени саудовский монарх Абдалла Аль-Сауд проявил заинтересованность в инвестициях в нефтяной сектор своей страны. «Мы знаем, какими темпами развивается мировая экономика, сколько ей нужно сейчас и сколько будет необходимо в будущем энергоресурсов», – многозначительно заявил Владимир Путин на российско-саудовском бизнес-форуме. Хотя крупных контрактов в этой сфере подписано не было, важен хотя бы тот факт, что на Аравийском полуострове будут расширяться зоны российской геологоразведки.

В развитии прямых бизнес-контактов ключевую роль, как известно, играет регулярное воздушное сообщение. Соответствующее соглашение в Эр-Рияде подписали. Это направление сотрудничества, кстати, имеет драматический исторический контекст. В Архиве внешней политики РФ можно найти свидетельства о том, как нелегко в 1960–1970-е годы приходилось советским летчикам, перевозившим группы мусульман из дружественных СССР стран «третьего мира» для совершения хаджа в Саудовскую Аравию, с которой у Москвы не было даже дипотношений. Наших соотечественников всячески изолировали, не выпуская из гостиниц, держа фактически под дулами автоматов…

Катар, куда Владимир Путин направился из Саудовской Аравии, является третьим в мире после России и Ирана производителем природного газа (примерно 15%), поэтому в Дохе российскому президенту заранее предлагали обсудить иранское предложение по созданию газовой ОПЕК. Из Москвы, правда, последовал сигнал о том, что это маловероятно. Тем не менее на встрече с эмиром Катара шейхом Хамадом бен Халифом Аль-Тани, как сообщают катарские источники, возможность «координации и взаимодействия в газовой сфере» все же обсуждалась.

Поездка Владимира Путина стала объектом пристального внимания израильтян и палестинцев. Тем более что посещение российским лидером Саудовской Аравии совпало по времени с завершением в Мекке переговоров между делегациями ХАМАС и ФАТХ.

Как заявил «НИ» известный израильский ученый-арабист Яэль Зисер, «под давлением ХАМАС председатель Палестинской автономии Махмуд Аббас наверняка вынужден был отказаться от основополагающих пунктов «Дорожной карты». Сомнительно, что Израиль начнет переговоры с правительством, глава которого Исмаил Хания прямо заявляет о необходимости уничтожить еврейское государство» И здесь особая надежда возлагается на сегодняшнюю встречу Владимира Путина с Махмудом Аббасом.

КОММЕНТАРИИ

Ахмед БАКАИ, экс-советник Ясира Арафата, Рамалла:
– Российский президент Владимир Путин начал свой ближневосточный вояж именно с Эр-Рияда, потому что понимает, какую важную экономическую и политическую роль Саудовская Аравия играет в исламском мире. Саудовцам также выгодна демонстрация сближения с Москвой, особенно на фоне попыток Тегерана и Дамаска играть главенствующую роль на Ближнем и Среднем Востоке. Что касается России, то, во-первых, в этой стране большинство мусульман придерживается суннитского, а не шиитского толка в исламе. То есть Саудовская Аравия им ближе, чем Иран. Во-вторых, саудовцы отказались от былых экстремистских заявлений и уже не требуют уничтожения еврейского государства. Таким образом, и для Москвы установление более близких отношений с Эр-Риядом, Катаром и другими государствами Персидского залива вполне может оказаться рычагом давления на Тегеран, очень часто демонстрирующий свою несговорчивость по отношению не только к Западу, но и к вполне дружественной России. И здесь очень важна предстоящая встреча с палестинским президентом Махмудом Аббасом. Кстати, его недавние переговоры в Мекке с руководителями ХАМАС никак не могли закончиться провалом, ведь в этом случае Эр-Рияд обвинил бы оба палестинских движения в святотатстве.
Абдалла ИЕСА, шеф московского бюро ирано-арабского телеканала «Аль-Алам»:
– Главное в ближневосточном турне Владимира Путина – это то, что Россия открывает для себя новую возможность укрепления собственных позиций в странах, считающихся «умеренными», прежде всего в Саудовской Аравии и Катаре. То есть в тех государствах, которые предоставили США военные базы для захвата Ирака. Эти государства поняли наконец позицию России, неоднократно звучавшие заявления российских представителей о том, что оккупация Ирака – огромная ошибка американцев. В Эр-Рияде теперь полагают, что США не могут самостоятельно справиться с кризисом в Ираке, и Россия могла бы сыграть здесь немалую роль. Определенные надежды на нынешнюю поездку Владимира Путина возлагает и Тегеран. Посредством российской дипломатии иранцы хотели бы убедить Саудовскую Аравию в том, что их ядерная программа – сугубо мирная. Причем при ее создании используются новейшие технологии безопасности. В этой сфере работают российские специалисты, у которых накопился огромной опыт со времени аварии в Чернобыле. Возможно, российскому президенту удастся развеять те страхи, которые здесь усиленно насаждают США.

"