Posted 12 февраля 2004,, 21:00

Published 12 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Согласился на ничью

Согласился на ничью

12 февраля 2004, 21:00
Самой интригующей частью вчерашней поездки немецкого министра иностранных дел по России было ожидание его разговора с Владимиром Путиным по «чеченскому вопросу». Все остальное ушло на второй план. Аналитики отмечали, что в отношениях между Россией и Германией накопилось «много негатива» и пора объясниться. В самом деле

Однако все пошло не так, как ожидалось. Во-первых, Фишер благополучно избежал допроса, который ему собирались устроить депутаты Госдумы перед тем, как он пойдет на аудиенцию к президенту. Случайно или нет, но его самолет опоздал с прибытием в Москву из Калининграда на целый час. Из-за чего вышла задержка, не сообщили, да это теперь и не важно. Думцы, выражавшие свой протест по случаю гостеприимства, которое оказали Ахмеду Закаеву их коллеги из немецкого бундестага две недели назад, не смогли задать Йошке Фишеру ни одного вопроса. Из аэропорта тот сразу поехал на Красную площадь. Как нам сказали в комитете ГД по международным делам, такой вариант развития событий они, в общем-то, предвидели и выразили уверенность, что в Кремле Фишеру будет сказано «все, что нужно».

Фишер не был в Москве три года. По нынешним временам это срок большой. Герхард Шредер посещает нашу столицу регулярно. Последний раз он виделся с Владимиром Путиным прошлой осенью. Уже тогда было заметно, что в отношениях между Россией и Германией появилась легкая напряженность, которая грозит серьезными осложнениями. До сих пор считалось, что у нас нет нерешенных проблем, кроме проблемы так называемого трофейного искусства. Немцы активно эксплуатировали эту тему при Ельцине, который так и не подписал закон о культурных ценностях, принятый Госдумой. Но сейчас, «при Путине», они стараются не затрагивать ее и не беспокоить «этих эмоциональных русских». В Берлине подчеркивают, что Россия для них остается стратегическим партнером и ради добрых отношений они готовы и дальше сотрудничать «в духе дружбы и взаимопонимания». Но жизнь оказалась сложнее.

Москва не очень довольна тем, как Берлин помогает ей налаживать контакты с ЕС, препятствует вступлению в ВТО, а иногда сам выступает в роли автора неприятных для России резолюций. Пожалуй, самыми активными в Европарламенте, кто поднимает чеченскую тему, являются депутаты от Германии. Канцлер обещал провести определенную разъяснительную работу с «евробюрократами», но за последние месяцы в этом плане ничего не изменилось. Наоборот, России достается от ее критиков на Западе еще больше. И Фишер, очевидно, догадывался, что в Москве его ждет откровенный разговор. Но, судя по тому, с каким лицом он вышел вчера от Путина, опасаться ему было нечего. Вскоре стало ясно, что стороны почли за благо обойти острые углы.

Фишер начал с приятного. Он рассказал Путину о своих впечатлениях от Калинингарда, с оптимизмом отозвался о перспективе безвизового сообщения между Россией и странами Евросоюза, пообещал финансовую помощь в развитии инфраструктуры Калининградской области, ее контактов с внешним миром. Фишер сказал, что расширение ЕС, которое состоится 1 мая, послужит «мощным стимулом» для вовлечения России в процессы общеевропейской интеграции.

Из проблем глобального характера были затронуты следующие: укрепление роли ООН в Ираке, перспективы урегулирования ближневосточного конфликта, ситуация в Афганистане, где в составе миротворческого контингента несут службу и солдаты бундесвера, и проч. Фишер выразил благодарность России за то, что она положительно решила вопрос о «воздушном коридоре» для самолетов люфтваффе, летающих в Афганистан.

"